13.01.2013
Общение со сверстниками в подростковом возрасте
Для многих родителей является травматичной постепенная новость о том, что ребенку больше не интересно общение с родителям, и что обществу родителей он всегда предпочтет общество сверстников.
Новость эта действительно постепенная, как и та, что ваш ребенок когда-то закончит школу, и ему понадобится выпускной костюм. Однако, по нашей традиции, зима всегда приходит неожиданно и подросток, по мнению родителей, меняется вдруг в один день.
Это не так.
Вся жизнь человека, начиная от момента его зачатия, ведет его к подростковому возрасту и подростковому кризису. Тешить себя мечтой, что вашего ребенка минет эта чаша – желать вашему ребенку плохого. Для того, что бы ребенок повзрослел до здорового взрослого состояния психики, ему необходимо пройти подростковый возраст и заменить общение в кругу семьи на общение со сверстниками. Именно сверстники дают в полной мере почувствовать человеку в подростковый период что такое конкуренция, что такое поддержка и как во всем этом ориентироваться. А способность ориентироваться в этом дает человеку возможность ориентироваться и затем среди людей во взрослой жизни: слушать и слышать не только свои взгляды, проявлять сочувствие и участие, гибко реагировать на изменение ситуации.
В общении со сверстниками выделяют несколько этапов.
В период одиннадцати-двенадцати лет подросток демонстрирует всеми доступными средствами желание быть в среде сверстников, общаться с ними, принимать участие в совместной деятельности.
В двенадцать-тринадцать лет он, подросток, уже стремится занять определенное место среди сверстников, прослеживается довольно четкая иерархия.
В четырнадцать-пятнадцать лет подросток уже стремится к автономии и признанию собственной ценности как личности.
В дальнейшие годы идет отшлифовка приобретенных знаний и навыков. Подросток часто непоследователен не только в действиях, но и в компаниях. Это проистекает из необходимости получать много информации и тестировать мир на прочность. Пробовать где и как можно проявлять реакции, традиционно не одобряемые социальной средой: отказ, отвержение, оппозицию, протест и так далее.
Кроме этого, именно в общении со сверстниками подросток проявляет индивидулизацию. При этом если взрослые навязывают подростку прежние формы поведения и не хотят признать его новый статус, появится чрезмерное увлечение субкультурами, подростковой модой, экстремальными увлечениями. В результате попадают под боооольшой вопрос, на который подросток ищет ответ в глубине самого себя, прежние правила и нормы поведения. Наступает кризис внутренней позиции.
В общении со сверстниками подросток пробует и различные стратегии преодоления проблем: конструктивные и не очень, а порой и откровенно деструктивные. Подросток продолжает удаляться, иногда весьма стремительно, от взрослых, особенно от родителей (особенно если они его подавляют). Однако как и раньше, и как будет в дальнейшем, подростки нуждаются в поддержке взрослых, в их любви и оценке.
Нельзя обижаться на подростка за его желание сепарироваться от родителей, нельзя ему мешать это делать. Одновременно нельзя лишить ребенка и поддержки родителей, когда он соберется в это большое путешествие – длинной во всю оставшуюся жизнь – во взрослую жизнь. И, если продолжить метафору, - не пытайтесь ссадить его с корабля, который он выбрал. Помогите ему там сориентироваться и заранее подготовьте его ставить паруса и управляться с веслами: кто там знает, что понадобится.
Кристина Вязовская
Также по теме |
03.01.2013
Общение со сверстниками - ведущая деятельность подросткового периода
Как и все остальные периоды психического развития, подростковый период имеет свою выраженную ведущую деятельность. То есть деятельность, на которую направлены основные ресурсы для приобретения новообразований в психике. |
07.12.2012
Четыре сферы развития подростка
В своем развитии подросток проходит несколько фаз, и каждая из них затрагивает четыре сферы, в которых существует подросток: тело, мышление, социальная жизнь, самосознание. |
07.11.2012
Подростковый кризис
Как и любой другой кризис, подростковый кризис это резкая смена всей системы организма. У подростка это – смена переживаний, изменение структуры системы переживаний и содержания переживаний. |