Подростковый период – один из самых сложных периодов в жизни каждого человека, фактически это затянувшийся на несколько лет кризис в психическом развитии. И по накалу, уровню стресса, этот кризис превосходит кризис среднего возраста.
Подростковый организм сталкивается с огромным количеством изменений: это и гормональная сфера, которая влечет вслед за своими изменениями, полное изменение тела, и нервная система – как центральная, так и периферическая, которая не выдерживает нагрузки роста и изменения. В результате подросток, что называется, не выдерживает и начинаются непонимания буквально везде: в семье, с учителями, да и сверстников не минует эта чаша.
Подростковый период – период скопления наибольших противоречий, тянущихся весьма долго. Фактически это самый долгий кризис за весь период психического развития человека. И тут следует понимать разницу между общим разочарованием в жизни и страхом старости, как, например, при кризисе среднего возраста и предпенсионном, от общего критического состояния психики. Кризис для психики – это когда верхи могут, но низы не хотят. Кризис в развитии детском – это когда ребенок уже может, а родители все еще не дают. И подростковый возраст наиболее дисгармоничный и наиболее противоречивый среди всех возрастов. И именно гетерхоронность развития подростков (то есть несинхронное развитие отдельных органов и их функций) на внутриличностном и межличностном уровнях является важнейшей чертой этого возраста. Собственно в результате этой особенности подростки и являются весьма непоследовательными личностями.
При этом гетерохронность касается и психического и физического созревания, а также социального. И неравномерность в развитии этих трех показателей и дает непостоянство и непоследовательность. Сюда же следует отнести и диспропорциональное развитие интеллектуального и нравственного развития. Неравномерность психического развития в подростковом возрасте приводит к тому, что разнообразные черты детскости – например, повышенная внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию, склонность безоговорочно слушать только авторитетов, делить все на «черное» и «белое» - сочетаются легко и непринужденно с зачатками взрослости. Однако, если с детскими представлениями подросток прожил уже больше десятка лет, то взрослость пребывает в нем именно в зачаточном состоянии. А потребность быть взрослым, или, точнее, быть не ребенком, велика настолько, что подросток пребывает в конфликте своих возможностей и потребностей довольно продолжительное время. Конфликт этот носит весьма непримиримый характер и то, что достается окружающим – лишь малая толика того, что происходит у подростка внутри. Все эти особенности и делают подростка непоследовательным. Сегодня он отстаивает одни взгляды, а через десять дней совсем другие. Тем, кто находится снаружи, а часто и самому подростку (если уже начистоту) это не понятно. С другой стороны – для подростка эти изменения выглядят здоровыми и последовательными, не вызывающим и тени смущения.
Что делать с непоследовательными подростками? Помнить, что все мы там были. Что все мы через это, с той или иной долей успеха, прошли. И стали «нормальными» людьми. Так что не переживайте: этот период закончится, ваш подросший ребенок отберет для себя убеждения и станет в них последовательным. На какое-то время. До следующего кризиса.
04.09.2012Что такое нормально протекающий подростковый возраст
Подростковый возраст – явление сколь необходимое, столь и критичное. При этом оно критично не только для родственников подростков, но и для самого подростка.
13.07.2012Не упустить возможность
«Мам, а почему у этого дяди на картинке нарисован такой большой нос?» - пытается разобраться в увиденном пятилетняя Вика. «Я не знаю, не приставай ко мне, я устала на работе», - отвечает мама, не отрываясь от чтения своего журнала...
01.07.2012Как выработать привычку правильно распоряжаться деньгами?
У некоторых людей очень хорошо развит навык обращения с деньгами: они хорошо зарабатывают, с умом тратят, выгодно вкладывают и знают на чем экономить. Другие не могут вести счет деньгам - им всегда их не хватает. Люди разные, так говорят. Но откуда взялась эта разница? У людей разные темпераменты и потребности, все они воспитывались в разных семьях, у кого-то были карманные деньги, кому-то не давали свободы распоряжаться деньгами. Давайте вместе поразмыслим.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.