05.09.2012
Ваш ребенок идет в первый класс: что он развивает?
Несмотря на то, что первоклассник уже имеет большое количество навыков, в том числе и интеллектуальных, есть вещи в развитии его психики, которые он будет приобретать на протяжении первого класса и до конца четвертого.
Этот возраст не зря называют младшим школьным и не зря в образовательной программе его также ставят особняком. Речь идет о периоде жизни с шести-семи до одиннадцати-двенадцати лет.
Внимание. Идя в первый класс, ваш уже совсем не малыш, начинает принципиально по-другому развивать свое внимание. Если к моменту окончания детского сада его внимание было в основном эмоциональным, то к моменту окончания младшей школы оно будет уже произвольным. То есть ребенок будет способен сам сконцентрироваться тогда, когда ему это будет нужно. Развивается эта способность изначально под контролем взрослых и при их помощи, но если переусердствовать, то ребенок наоборот вместо развития подавит в себе возможность к проявлению произвольного внимания.
Память. Способность к запоминанию у первоклассников связана со способностью к концентрации внимания и в начале обучения также носит непроизвольный характер, но в процессе обучения память все более и более подчиняется ребенку и он способен в конце- концов выучить огромные куски текста. Однако память носит механический, а не смысловой, характер и родители должны добиваться от ребенка понимания того, что он выучил, а не просто радоваться тому, что ребенок зазубрил. Чем выше школьная нагрузка, тем больше ребенку нужно понимать, а не сдавать то, что он успел выучить. Способность к синтезированию полученных знаний лежит в основе ориентации в началах наук и, соответственно, в основе успехов в дальнейшем обучении.
Дифференциация восприятия. Поступив в первый класс ребенок может писать задом- наперед, путать буквы и цифры (особенно страдает буква «я» и цифры 6 и 9). Это не страшно, это пройдет. Всю младшую школу ребенок будет учиться увеличивать свое внимание к деталям и к концу начальной школы, но не первого класса будет с легкостью находить, чем один предмет отличается от другого. Пока же уровень первоклассника – описать чем отличается белка от кошки. Но не чем отличается блузка в мелкие розовый горошек от ровно такой же, на его взгляд, блузки в розовый горошек, но с дополнительным рядом пуговиц.
Рефлексия. У младшего школьника медленно, но верно появляется осознание так называемых «общечеловеческих ценностей». При нарушении им принятых в семье и социуме норм, ребенок начинает испытывать угрызения совести. Совесть – вот то, что будет развивать ваш первоклассник.
Долгосрочный прогноз. Способность чувствовать, за что по головке не погладят у ребенка уже есть. Но в начале первого класса она касается буквально нескольких часов. Постепенно эта способность расширяется на неделю, месяц, а затем и на предвкушение последствий работы совести. Так, ребенок может отказаться от драки, зная, что затем его будет мучить совесть.
Планирование. Ребенок учится планировать. Благодаря развитию способности к самостоятельной оценки своих действий и способности прогнозировать (то есть видеть) последствия своих поступков (даже отсроченных на две-пять недель), ребенок начинает приобретать способность к планированию, при чем внутреннему. Младшие школьники в помощь себе частенько составляют распорядки дня или планы на неделю и это здорово. Если у вашего первоклассника есть большие, на ваш взгляд, проблемы с планированием, то вы должны помнить о том, что он только-только приобрел способность к осознанию «надо», но «хочу» все еще доминирует. Впрочем, довольно скоро они сравняются и здоровый ребенок научится при помощи родителей, разумеется, находить здоровый компромисс.
Александра Постышева
Также по теме |
18.08.2012
Ваш ребенок идет в первый класс: что он умеет?
Речь пойдет не об интеллектуальных навыках и как приобрести. И не о способности слушать старшего или уживаться в коллективе. Речь пойдет об особенностях детской младшешкольной психики, о том, что она, психика, уже умеет, а что будет только приобретать и какие выводы из этого следуют. |
03.02.2012
Делать ли уроки с первоклассником?
Безусловно, родители обязательно должны интересоваться тем, как проходит школьная жизнь их ребенка. Если же малыш ещё первоклассник, то простыми расспросами и просматривание дневника не обойтись. |
01.09.2011
Один дома
Полный рабочий день в школе по силам не каждому малышу. Особенно в первом классе. Особенно, если ребенок «домашний» и не ходил в детский сад. |