Осталось совсем немного времени до того, как дети пойдут в школу. Для многих детей все это будет первый раз: первое сентября, первая учительница, первый урок, первая оценка (пусть и прикрытая кокетливым солнышком).
От того, как будет проходить адаптация ребенка, и какие он будет получать оценки зависит, ни много, ни мало, ощущение собственного достоинства (да и не только оно) – настаивают специалисты.
Попадая в школу, ребенок попадает в насквозь оценочную среду. И это только может казаться, что учителя оценивают всего лишь его знания. Находясь несколько часов в среде, где главным становятся строго регламентированные качества, ребенок, не освоившись с новой для себя ролью, испытывает стресс. Если он не успевает выйти из этого стресса и привыкнуть к своей роли ученика до того, как начнутся оценки – он не сможет соответствовать тем требованиям, которая к нему выдвигает окружающая среда. Если он не может соответствовать требованиям, то он поучает низкую оценку.
Проблема в том, что школьной оценкой оценивается только учебная компетентность ребенка. Ни о каких других качествах в школе речь не идет. Человеческие качества и достоинства в школе отодвигаются не просто на второй, а на десятый план – после оценки по «рисованию» и физре. Эрик Эриксон, специалист с мировым именем, считает, что формирование собственного чувства компетентности – центральное новообразование младших школьников. Без него не возможно полноценное развитие личности. В случае низкой успеваемости появляется заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности и общее ощущение безнадежности. Эти чувства и неприятности – результат того, что оценка успеваемости в начале школьного обучения представляет собой, к сожалению, оценку личности в целом. Зачастую оценка определяет школьно-социальный статус ребенка. Нередки истории когда дети из благополучных в общем-то семей, превращались ко второму классу в хулиганов – и находят корни этого в пресловутом чувстве неполноценности и нежелании быть внутри социума, который низко оценил ребенка.
Одновременно с низкой успеваемостью существует и проблема завышенной самооценки в результате высокой успеваемости – такое ощущение собственного всемогущества за партой переносится на остальные части жизни. И если преуспевающий в школе ребенок не приведи Господь не имеет успеха в кружке рукоделия – это настоящая внутренняя драма. Вообще все дополнительные занятия полезны для выравнивания самооценки – не смотря на то, что они, по сравнению со школой, является всего лишь дополнительно-компенсаторными занятиями, их сила может очень помочь ребенку. Даже если ребенок имеет негативные оценки, но прекрасно играет в некую важную для этой субкультуры, компьютерную игру – проявляет высокую компетентность в важном для всех детей предмете, его статус в группе будет расти. Однако кроме сверстников весьма важна оценка и взрослых: родители и учителя, которые могут наказать или похвалить, или вообще остаться безучастными (наихудший вариант). Для того, что бы получить высокую оценку от значимых взрослых ребенок может использовать компенсаторные занятия: спортивные секции, разнообразные кружки и факультативы. Однако ребенок, с уже нарушенной самооценкой, вряд ли захочет начинать пробовать сам какое-либо новое крупное дело. Задача родителей помочь ребенку в этом.
Ну и конечно, дорогие родители, важным остается ваша помощь в адаптации в школьном коллективе, в разъяснении того, что происходит с вашим ребенком, как это влияет на его отношение к себе, беседы на темы «что можно изменить» и налаживание системы положительного подкрепления в случае успехов вашего ребенка.
17.03.2012Талантливые дети
Детей нужно хвалить и поддерживать знаками одобрения. Но, есть здесь и своя тонкость. Если ребенка все время убежать, что он супер одаренный, у него не формируется эмоционально –волевая сфера.
10.03.2012Время взросления
Ребенок, достигнув 12 лет, начинает переосмысливать свои и родительские ценности. Задается вопросом «Кто я на самом деле?», «Что могу?», «На что способен?» Он подвергает критики вчерашние жизненные ориентиры.
03.03.2012Легко ли быть вундеркиндом?
Легко ли воспитывать одаренного ребенка? Да и ему самому так ли просто в жизни? Пожалуй, мало, кто из непосвященных задумывается над этими вопросами. А что такое одаренность с точки зрения психологии?
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.