01.12.2012
Зачем играют школьники
Вот вроде бы уже – взрослые дети (с), ходят в первый или второй класс, некоторые уже пошли и в пятый а приходят после школы и играют или сами, с игрушками, или просят помощи родителей в игре. Что это – баловство? А, может, необходимость?
Разные дети играют до разного возраста. Кто-то в двенадцать лет уже интересуется во всю противоположным полом, а кто-то еще в четырнадцать играет в куклы (речь не идет о компьютерных играх, только о тех играх, где ребенок находится в «оффлайновой» реальности). В общем, в норме дети играют столько, сколько нужно им, для того, что бы решить три своих больших детских задачи.
Первая задача – это решение проблем. Кстати, способ этот настолько эффективен, что даже взрослые и серьезные люди пользуются игрой для того, что бы решить проблемы. Обычно при помощи игры дети выполняют отвод подавляемых ими самим или родителями, или же прочим окружением, эмоции. Так нередко можно увидеть, что девочка кричит на куклу, а мальчик избивает свою игрушку или играет бесконечно в войну. Ни в коем случае не запрещайте детям это делать! Особенно, если в вашей семье отдается предпочтение ровному фону без скандалов и прочих проявлений эмоций. Лучше послушайте, если есть такая возможность, о чем именно играет ваш ребенок и помогите ему преодолеть этот. Если ребенок гневлив, то предложите ему для игр воду или песок – можно даже в домашних условиях. Отлично подойдет глина, пластилин, работа с гипсом.
Вторая – проработка и отработка навыков общения во взрослом мире. При этом навыки ребенок может тренировать любые: играя в армию с солдатиками, ребенок перенимает навыки планирования и обучается тактике со стратегией, а также и развивает моторику. Перенимая опыт материнства, девочка играет с куклами и если какое-то действие у нее не выходит или она не понимает, зачем это действие совершать, она будет «прогонять» это действие снова и снова (впрочем, это же касается и мальчиков). Не случайно перед тем, как приобрести способность к обучению во взрослом смысле этого слова, дети должны научиться играть, и причем играть в сюжетно-ролевые игры. На базе этих игр дети усваивают нормы поведения в обществе и находят свое место в социальной жизни, улавливают и устанавливают свою социальную роль.
Знакомые и заученные игры, игровые сюжеты выполняют и третью роль – благодаря своей предсказуемости и известному финалу (интересно, что неважно каков финал – хороший или плохой) дети успокаиваются и приходят в равновесие с самими собой. Однако если вы чувствуете, что ребенок занят «разгрузкой» - важно не тревожить его, а дать ему завершить запланированное.
Сказать, какая из этих задач лидирующая по своей значимости для психики ребенка – невозможно. Возможно лишь сказать, что здоровый ребенок стремится сохранять свое здоровье, используя для этого «подручные» средства и если вам не доводилось слышать «грызню» между игрушками (и вы уверены, что ваш ребенок от вас не прячет огромную часть своей жизни), то это, скорее всего, говорит о том что этой проблемы для ребенка не существует и она так или иначе им усвоена и решена.
Запрещать школьникам играть – это значит быть не на стороне своего ребенка. Никакие уроки не принесут пользы, если ребенок психологически не ощущает себя здоровым, если его личность стремится в игре заняться собой, если есть у человека (а ребенок именно человек!) есть желание заниматься своим внутренним миром. Вы можете ему помочь двумя путями: или присоединиться, если вас попросят или … не мешать.
Александра Постышева
Также по теме |
13.11.2012
Причины низкого уровня школьной адаптации
Уж сколько раз твердили миру: дайте детям наиграться, но нет – тащат и тащат детей в школу пораньше, всеми возможными путями. Часть детей, конечно же, адаптируется успешно, а часть – нет. |
01.11.2012
Учебная деятельность - ведущая психическая деятельность младших школьников
Как и в других возрастах, у этого возраста есть свои особенности, и главная из них – ведущая психическая деятельность – это учеба. |
20.06.2012
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Для любого общества, как современного, так и тех обществ, что уже стали историей, крайне важно формирование у своих граждан патриотического взгляда на свое государство, формирование гражданской и патриотической позиции, а лучше гражданско-патриотической позиции. |