Моей дочери шесть с половиной лет и в этом году она пойдет в школу, в неполные семь лет. Дедушки и бабушки, сторонники быстрого и еще более быстрого развития не хотели со мной разговаривать, когда я не отдала свою дочь в неполные шесть лет.
«Она только в 18 пойдет в университет!» - заламывала руки одна бабушка, «И только в 23 его закончит!» - вторил ей дедушка. Обстановка накалялась. Мы-то с моим братом, благодаря изменениям в системе образования поступили в университеты в 16 и 17 соответственно (брат, если честно, только по бумажке – 3 сентября ему исполнилось 17) и были смышлеными детьми, легко закончившие свои лицеи и что-то там еще дополнительно.
Все мои достижения в школьный период можно описать именно как «что-то там еще», что не приносило мне никакого морального удовлетворения, кроме спортивного ощущения «Я это сделала». Все мои дополнительные дипломы и награды валяются неизвестно где, а работаю я в результате совсем не по той специальности, которой училась с 9 класса.
Впрочем, удивительно что бабушки и дедушки, при чем обеих сторон, ловко забыли о том, что мы все оказались в школе не в неполные 6, а в только исполнившиеся шесть или неполные семь, и поступили в университеты так рано именно благодаря реформам образования, а не личным данным.
Личные данные наши были такие же, как у наших сверстников. И в пять лет мы категорически не были готовы к школе – мы были такими же, как все дети. Мы не опережали развитие, не говорили на пяти языках и не занимались в уме умножением. Мы были умеренно спокойными и умеренно капризными, со своими склонностями и интересами. И мы очень, очень, очень любили играть в свои неполные шесть лет. И слава Богу. Ведь дети, для здорового психического созревания должны пройти все этапы созревания психики в порядке строгой очередности.
Начинается все после рождения: младенец практически ничем не интересуется, кроме своих инстинктов и удовлетворения рефлексов. Главное, что он должен получить до года – это эмоционально-личностный контакт с мамой и папой, а затем, после одного года, и с другими значимыми взрослыми. Вообще все детство специалистами принято делить на несколько этапов, в соответствии со своими потребностями. Система эта называется периодизацией детского возраста и разработана в нашей стране рядом ученых более ста лет назад. В соответствии с этой системой, на которой строятся обучающие программы ребенок до школы проходит следующие вехи психического развития:
познание отношений (от рождения до года);
познание предметов (от года до трех);
познание отношений (от трех до семи лет).
Не торопите детей. На первом этапе ребенок должен вдоволь получить маминого внимания. Это позволит ему приступить ко второму этапу, будучи психически полностью к нему готовым, - осваивать предметно- манипулятивную сферу, а затем и приступить к освоению системы взрослых отношений – путем сюжетно-ролевой игры (тренировки перед взрослой жизнью).
И только после того, как ребенок овладел всеми этими этапами, приобрел все необходимые психические новообразования, которые зависят не от желания родителей, а от физиологии самого строения человеческого организма, он готов идти в школу и заниматься новой ведущей деятельностью: учением, познанием начала наук, свойств объектов и заниматься интеллектуально-познавательной деятельностью. Ведь у него, вашего ребенка, есть все для того, что бы иметь внутренний план действий, соблюдать его и иметь достаточно произвольности в своих действиях, что бы отвечать за последствия. И если говорить о народной мудрости, то дети, которые не наигрались, будут действительно хуже учиться – ведь им в школе необходимо освоить не только новый материал и новые ситуации, но и догнать тот материал, который они не успели освоить в игре, в возрасте 3 – 7 лет. Так что дайте детям наиграться, это окупится сторицей.
01.05.2010Выбираем школу для ребенка!
Скоро первое сентября, ребенка пора отдавать в школу, самое время об этом задуматься и не просто задуматься, а в срочном порядке действовать. Куда лучше отдать ребенка? Как выяснить, готово ли ваше чадо к учебе? Вот в этом нам придется с вами разбираться.
Еще не так давно существовала стандартная формула – чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, нужно чтобы кроме школьной программы он изучал еще музыку и английский. Безусловно, это очень полезно, но достаточно ли для того, чтобы вступить в жизнь, где необходим здравый смысл?
Каждое лето тысячи мам, у которых дети достигли возраста 6-7 лет, толпятся в школьных дворах, переживая и обмениваясь информацией. Какая школа лучше? Какая учительница добрее? Спросите у любой: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок просто окончил школу, хорошо усвоив школьную программу, или чтобы в вашим ребенке (кроме прочных знаний) развились его личные природные способности, которые, может быть, еще никак не проявились к 6 годам?». «Конечно второе!» - ответят вам. И этого вполне можно достичь. Такие цели ставит перед собой Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.