Учебная деятельность - ведущая психическая деятельность младших школьников
Как и в других возрастах, у этого возраста есть свои особенности, и главная из них – ведущая психическая деятельность – это учеба.
Ведущая деятельность, как и раньше, определяет всю жизнь ребенка: структурирует его интересы, общение со сверстниками и взрослыми, общение с малышами. В общем, отвечает за отношения с обществом. Эта деятельность общественна по смыслу, по содержанию и по своей организации. Ии в этой деятельности формируются не только отдельные качества психики ребенка, но вся его личность в целом.
Учение, как ведущая психическая деятельность детей младшего школьного возраста включает в свою структуру следующие «разделы»:
мотивы;
задачи;
учебные действия;
действия контроля;
действия оценки.
И все эти разделы служат одной цели – помочь ребенку освоить эту ведущую деятельность, научиться учиться и приобрести положенные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, личностная интеллектуальная рефлексия, внутренний план действий, умение анализировать.
Одним из важней «последствий» учебы является приобретение ребенком в младший школьный период огромного словарного запаса: в среднем ребенок к концу младшей школы свободно владеет семью тысячами слов. Ребенок овладевает не просто набором слов, он приобретает в отношении к языку активную позицию – ему становится интересно, из чего состоят слова, как их можно менять, в это время ребенок проявляет повышенный интерес и к иностранным языкам. Чем больше ребенок общается, тем больше он развивает речь. А поскольку у ребенка есть огромная потребность в развитии речи, он удовлетворяет эту потребность путем общения – так что общайтесь с ребенком как можно больше, давайте ему как можно больше новых слов. В это же время ребенок оптимально настроен для восприятия правил письменной речи, при чем всех ее составляющих: орфографическую, пунктуационную, грамматическую. Впрочем до девяти лет восприятие еще не достаточно дифференцировано и ребенок в результатет этого может путать похожие буквы, не стоит волноваться – это нормально и если ребенка не запугать, пройдет в результате обучения и повышения дифференциации восприятия.
В восприятии предметов по-прежнему лидируют такие характеристики как цвет, форма и величина. Для того, что бы ребенок учился воспринимать объект все более детально необходимо проводить с ним «тренировки» Для многих детей в этом плане может служить примером Шерлок Холмс (он буквально завораживает детей при правильной «подаче»), который с первого взгляда мог запомнить количество ступенек на лестнице. Это не его гений, а всего лишь тренировки.
В конце младшего школьного периода у ребенка появляется возможность к синтетическому восприятию и умению делать выводы вместо структуры «я это видел». Ребенку для правильного вывода достаточно получить необходимую информацию и – вуаля – он выдаст вам верный вывод, а не будет теряться в догадках или выдумках. Если начать делать это заранее – требовать выводов – пока он еще не готов, можно создать стрессовую ситуацию, при которой ребенок будет настолько напуган, что буквально отучится думать еще не научившись.
20.06.2012Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
Для любого общества, как современного, так и тех обществ, что уже стали историей, крайне важно формирование у своих граждан патриотического взгляда на свое государство, формирование гражданской и патриотической позиции, а лучше гражданско-патриотической позиции.
13.06.2012Экономическое воспитание младших школьников
Ох уж этот рынок, победивший Советы! Ох уж это экономическое воспитание: «В семье хомяка трое хомяков. У них есть один рубль. Составь финансовый план на неделю, если:…» и дальше следует перечисление стоимости тех или иных продуктов.
01.06.2012Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Казалось бы – такое простое, интуитивно ясное понятие: духовно-нравственное воспитание. Однако у каждого, кто задумается над этим, возникнет закономерный вопрос: всё же, что именно такое, это духовно-нравственное воспитание младших школьников. Это о чём? О православии?
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.