20.10.2012
Развитие памяти в младшем школьном возрасте
Это только так кажется, что уж в этом возрасте память у ребенка должна, наконец, «доразвиться» до взрослого уровня и отвечать нашим, взрослым требованиям. На самом же деле все обстоит не так просто и в возрасте шесть/семи – одиннадцати /двенадцати лет память ребенка все еще развивается до понятного и приемлемого нами, взрослыми, уровня.
Память детей в это м возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Если раньше для того, что бы ребенок запомнил что-то, было необходимо это что-то обставить интересным образом, то сейчас ребенок, используя доступные ему мотивы, может запомнить вещи, совсем ему не интересные, но нужные для самореализации. Так, мало кому интересна полная длина реки Нил, но ребенок, для того, что бы произвести впечатление на учительницу и быть положительно оцененным, запомнит эту цифру с легкостью. Память, при должном подходе, постепенно становится управляемым инструментом. Школьное образование в целом рассчитано именно на это – на произвольную память. При чем с каждым годом опора на нее и на логическую составляющую психики только увеличивается.
Один из даров этого возраста – механическая память, память без осмысления. Память, которая позволяет ребенку освоить пласт материала, не вдаваясь « в подробности», не выстраивая связь между предметами, не вдумываясь. К сожалению, последствия этого дара весьма плачевны – ребенок уже к средней школе настолько привык зубрить, что теряет интерес к учебе и способность к активному синтезу. Школьная и любая иная обучающая программа воспринимается лишь как бесконечная зубрежка. Однако объемы возрастают, выучить все наизусть уже не представляется возможным и дети, не обладающие уникальной памятью. Хронического отличника, попадают в западню, которая приводит к снижению не только оценок, но и к снижению мотивации на саму учебу.
Развитие и совершенствование смысловой памяти – вот приоритет родителей и учителей в этом возрасте. И именно эта память позволяет использовать так называемые мнемонические приемы – приемы, помогающие что-либо запомнить или вспомнить. Самый простой пример – узелок на носовом платке, завязанный с тем, что бы напомнить своему обладателю о неком деле или предстоящем событии. Ребенок, освоивший мнемонические приемы существенно облегчит себе жизнь в последующем, когда ему потребуется оперировать все более и более массивными данными.
Осознанность – вот еще одна черта памяти и вообще личности ребенка в этом возрасте. Осознание себя как личности продолжается, а, вместе с тем, ведутся поиски своего места как личности в окружающем социуме. Для того, что бы не потеряться в этом огромном мире пласты информации должны быть связаны между собой. Совершенно прекрасно говорит об этом господин Фейнман в своей книге «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман» - сетуя на систему образования в нашем мире он говорит о том, что мы учим, вызубриваем дисциплины не связывая их между собой. А это, в свою очередь, ведет к потере себя в мире. Ведь если мир представляет собой не связанные блоки информации, то и я, как личность, пардон, болтаюсь неизвестно где.
Таким образом родительская задача состоит не столько в том, что бы проверить, что там ребенок «навызубривал» за последний час, но в том, что бы показать ему взаимосвязь предметов и событий, обучить ребенка мнемоническим приемам и при этом ухитриться не отбить у ребенка желание учиться, не превратить процесс обучения и научения в процесс тупой зубрежки.
Кристина Вязовская
Также по теме |
13.10.2012
Развитие мышления детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте особенно активно развивается способность к мышлению. До того, как вступить в этот возраст дети думали преимущественно наглядно-образно, а в этом возрасте им предстоит найти и полностью освоить словесно-логическое мышление. |
05.10.2012
Первый класс: распорядок дня в помощь
Начало учебы в школе – волнительное время и для учеников и для их родителей. Первый класс - как радость, так и стресс для малышей. |
01.10.2012
Развитие внимания в младшем школьном возрасте
Как любой другой психический процесс, внимание на протяжение всей жизни меняется. В младшем школьном возрасте оно становится все более произвольным, по сравнению с дошкольниками, но еще недостаточным по сравнению с учениками средних и старших классов. |