20.09.2012
Структура учебной деятельности младшего школьника
Для того, что бы помочь вашего ребенку в процессе обучения, а, значит, и в процессе приобретения целого набора важнейших социальных ролей, на которые ребенок будет опираться в дальнейшей своей жизни, вам необходимо знать, что собой представляет сруктура учебного процесса.
В целом она включает в себя следующие пункты:
- мотивы;
- задачи;
- учебные действия;
- действия контроля;
- действия оценки.
Для развития ребенка как личности, наиболее важны мотивы учебной деятельности. Они, мотивы, бывают следующие: познавательные, социальные, узколичные. Причем, когда мы говорим о мотивах познавательных, то имеем в виду мотивы, которые направлены на освоение знаний, освоение методов получения знаний, приобретение дополнительных знаний и так далее. Социальные мотивы – это мотивы ответственности, понимания значимости учения, стремление к приобретению своей новой социальной роли (ученика). Узколичные – это уже потребности личности в получение похвалы, хорошей отметки, признание.
Задачи учебной деятельности ребенок в принципе перед собой не ставит, его главная задача – учиться, а чему, к сожалению, зачастую он не имеет возможности выбрать и обучается тому, что ему преподадут в школе. Наибольшие способности в этом возрасте ребенок имеет к языкам: строение слов, их образование, образование предложений и так далее –в се это, при надлежащей подаче, буквально захватывает ребенка и помогает ему решить главную задачу этого возраста – быть наученным.
Учебные действия это практически все действия, которые совершает ребенок. Не стоит думать, что к ним относятся только действия, производимые в школе. Это и действия вне школьной программы. Лазая по деревьям, ребенок приобретает новые знания, играя в настольные игры, «сплетничая» с друзьями о том, откуда же и каким образом берутся дети. В силах родителей не превращать стремление ребенка к обучению в знакомство с мультиками, а использовать это базовое стремление психики для общего развития ребенка. «Юный химик», конструкторы, домашние курсы кройки и шитья – все это обучает и развивает ребенка.
Действия контроля можно разделить на две большие части: действия самоконтроля и действия контроля со стороны взрослых (родителей, родственников, учителя). В младший школьный возраст ребенок, наконец, на радость родителям, начинает приобретать (только приобретать!) возможность к самоконтролю и действию по внутреннему плану. Благодаря тому, что ребенок уже может представить отсроченные последствий неких действий, он может контролировать свои действия. То есть все еще бесполезно говорить ученику второго класса о том, что если он не выучит таблицу умножения, то будет дворником, но вот лишить его ожидаемого подарка в конце четверти уже можно. Важно, что ребенок будет это понимать, и ваши действия потеряют некую непредсказуемую окраску. Ведь до того, как ребенок «отрастит» свой мозг настолько, что сможет понять связь между А и сильно отсроченным Б, наказания в виде лишения чего-то смысла не имеют и носят для ребенка столь же непредсказуемый характер, как гром среди ясного неба.
Наконец, действия оценки. Оценка плотно связана с возможностью понять, за что ее ставят и как оценивание происходит. Прежде чем гневно трясти дневником, следует знать – действительно ли ваш ребенок понимает, что это за закорючки и о чем они говорят и как сам ребенок с этими закорючками связан. Помните и о том, что для ребенка оценивание довольно травматичная ситуация в том случае, если у него нет поддержки из семьи.
Кристина Вязовская
Также по теме |
05.09.2012
Ваш ребенок идет в первый класс: что он развивает?
Несмотря на то, что первоклассник уже имеет большое количество навыков, в том числе и интеллектуальных, есть вещи в развитии его психики, которые он будет приобретать на протяжении первого класса и до конца четвертого. |
18.08.2012
Ваш ребенок идет в первый класс: что он умеет?
Речь пойдет не об интеллектуальных навыках и как приобрести. И не о способности слушать старшего или уживаться в коллективе. Речь пойдет об особенностях детской младшешкольной психики, о том, что она, психика, уже умеет, а что будет только приобретать и какие выводы из этого следуют. |
03.02.2012
Делать ли уроки с первоклассником?
Безусловно, родители обязательно должны интересоваться тем, как проходит школьная жизнь их ребенка. Если же малыш ещё первоклассник, то простыми расспросами и просматривание дневника не обойтись. |