13.09.2012
Проблемы школьной адаптации
В возрасте шести-семи лет подавляющее большинство детей не просто идут в школу. Точнее так: в этом возрасте дети совсем не случайно идут в школу.
Новые требования, новая социальная роль (роль ученика!), принципиально новый вид деятельности – всё это тоже берется не просто так, не с потолка, а в результате многочисленных исследований наших и зарубежных ученых.
Дело в том, что все то, что было до школы, фактически готовило ребенка к школе и к тому, что в ней (в идеале) происходит. Школа обслуживает главную потребность ребенка – быть наученным, познать мир, разобраться в нем, усвоить информацию и выбрать себе призвание. Это то, в чем нуждается детская психика. Заметим, что не только детская, но и взрослая – ведь и во взрослой жизни, и в жизни младенца, есть одно общее – это так называемый инстинкт ориентировки. Именно этот инстинкт, если он не задавлен жизнью на диване и бесконечными мультиками-приставками, позволяет нам жить с интересом, развиваясь, в том числе и в экзистенциальном плане. К сожалению, мы, как родители, часто не думаем об этом, отправляя ребенка в школу потому, что так положено.
Игнорирование потребностей ребенка не приводит ни к чему хорошему. Точно так же не признание потребности ребенка в обучении не приведет ни к чему хорошему – ребенку не будет интересно учиться потом, в дальнейшем. Смена ценностей, ориентации себя как личности в окружающем мире, смена, в конце концов, всего уклада жизни, приводит к стрессу в жизни ребенка и только от вас зависит – выльется это в проблему или в тот стресс, который толкает ребенка на преодоление и развитие себя.
Новый возрастной период, период, которого в жизни ребенка еще не бывало, период активного познания мира, причем познания логического, а не орального – вот, в какой период начинается обучение ребенка в школе. Одновременно с этим ребенок испытывает большую нагрузку на весь организм: детки растут вверх, набирают вес, появляется небольшая, или большая, дисгармония в физическом развитии ребенка. Физическое развитие опережает (порой и значительно) развитие нервной системы, из-за чего последняя страдает, утомляется и находится в тревожном состоянии. Повышенная утомляемость, тревожность, плаксивость, некоторый регресс в достижениях, повышенная потребность в движении – все это спутники первоклассника.
Поступление в школу – весьма и весьма ответственный шаг в жизни каждого ребенка, который в дальнейшем может оказать влияние на всю жизнь ребенка если не в психическом, то в физиологическом плане. И речь не об экзаменах или тестировании: в результате самого поступления в школу ребенок теряет, впервые с момента выхода из младенческого возраста, свободу передвижения. Причем теряет ее по-настоящему: некоторые учителя не отпускают детей даже в туалет.
Ребенку, который пошел в школу, необходимо смириться, освоиться и в конце- концов преодолеть следующие трудности: четкий режим дня, освоение нового пространства (школа и прилегающие территории), вхождение в новый коллектив сверстников, принятие установок, ограничений и правил, установка отношений с учителем. В результате этого процесса у ребенка могут возникнуть определенные «зажимы» в теле или поведении, которые, при нормальном контакте с родителями, которые обеспечивают ребенку здоровую поддерживающую среду, не требуют специальной работы и вмешательства специалистов. Так, если ваш ребенок стал стеснительным, или у него изменилась осанка, он стал сонливым или больше бегать, появились нарушения аппетита, - постарайтесь «вылечить» его разговором, причем не одноразовым. Поддерживайте ребенка своим интересом к его делам, поощряйте рассказы о школьном дне, об учителе, о соседе по парте. Таким образом, ребенок, защищенный вниманием и интересом родителей, будет чувствовать себя увереннее в школе. Однако не стоит и слишком баловать ребенка, потакая его желаниям сменить школу, или же не ходить в школу. Приобретение здорового драматического опыта необходимо каждой личности для ее углубленного, а не поверхностного формирования и беспокойные переживания, проблемы, которые ребенок может и должен научиться решать сам, постепенно делают вашего ребенка взрослым человеком, а не «маменькиным сынком» или дочуркой.
Кристина Вязовская
Также по теме |
01.09.2012
Адаптация детей к школе
Многим детям в этом году впервые предстоит пойти в школу в первый раз. Одновременно с детьми, в школу «пойдут» и мамы. |
17.01.2012
Первоклассные домашние задания
В первые недели обучения, когда ваш малыш еще только пытается приспособиться к новым требованиям и режиму дня, домашние задания редки и несложны. Как правило, ребенок с удовольствием справляется с ними сам. |
20.08.2011
Первоклассный профессор
К школе ваш ребенок готов – в этом вы даже не сомневаетесь. Вы для этого сделали все. Да и какие сомнения, если шестилетка бегло читает, считает, умеет писать и чуть ли Шопенгауэра не цитирует. Самое время задуматься: а как ему будет в школе? |