01.09.2012
Адаптация детей к школе
Многим детям в этом году впервые предстоит пойти в школу в первый раз. Одновременно с детьми, в школу «пойдут» и мамы.
И для того, что бы это не превратилось из просто стресса, местами даже положительного, в дистресс, необходимо владеть ситуацией. А что бы владеть ситуацией вам, как родителям, нужна информация.
Что такое вообще адаптация к школе и чем она отличается от адаптации ребенка в саду: Ответ очень простой – всем. Когда ребенок идет в сад, даже если вам удалось оттянуть этот момент как минимум до трех лет, а то и дольше, он еще ребенок – основные функции психики, такие как память и речь, воображение и фантазия, еще не развиты, ребенок просто, с тем или иным успехом, вливается в тот коллектив, который ему предложат. Когда ваш ребенок идет в школу, его личность уже практически полностью созрела: да, он еще ребенок и не может жить взрослой жизнью, но характер, привычки, нормы реакции на различные события, у вашего ребенка уже заложены и доведены до автоматизма. И с этим набором он попадает в новую, принципиально отличающуюся среду. В этой среде ребенка впервые, несмотря на распространенный запрет на оценки в первом классе, будут по-настоящему, по-взрослому, а не только в игре, оценивать. Кстати, в шесть-семь лет ребенок в этом уже нуждается: не оценивая своего ребенка и не позволяя делать это отцу (наш ребенок всем хорош), вы подкладываете своему растущему чаду большую свинью – не формируете у него мотивацию на успех. Но, впрочем, это отдельная тема и о ней как-нибудь в другой раз.
Итак, школа: новая среда, новые требования, новые люди, новые нагрузки. Во всем этом ребенок теряется и иногда это приводит даже к полной дезадаптации, так называемой школьной дезадаптацией (не путать с дезадаптацией личности!). Школьная дезадаптация включает в себя хроническую и устойчивую неуспеваемость ребенка в школе, неприятие школьных требований, неприятие авторитета учителя и так далее. Все это приводит к утрате здоровья, при чем не только морального, но и физического, а в результате, сказывается на формировании устойчивого негативного отношения к школе. На все последующие годы.
Специалисты выделяют три уровня адаптации ребенка к школе: высокий, средний и низкий.
О низком уровне школьной адаптации говорят при отрицательном или «всёравношном» отношении ребенка к школе, частых жалобах на здоровье, школьный материал усваивается фрагментарно, настроение подавленное, а то и плаксивое, самостоятельная работа игнорируется или затруднена, школьные приятели и друзья отсутствуют.
При среднем уровне школьной адаптации ребенок в целом положительно относится к школе, посещает ее иногда даже и с удовольствием, понимает учебный материал, если он изложен просто, наглядно и доступно, самостоятельно выполняет типовые задания, внимателен при выполнении заданий взрослого , но только при постоянном контроле, приятельствует с одноклассниками.
Высокий уровень школьной адаптации характеризуется положительным отношением к школе, адекватным восприятием требований учителя и взрослых, учебный материал усваивает легко, полностью, глубоко, понимает связь между предметами из разных дисциплин, слушает указания и объяснения, проявляет интерес к самостоятельной работе.
Во многом способность к адаптации зависит от самого ребенка, но еще в большей степени от родителей. Если вы поддерживаете ребенка и не бросаете его на произвол судьбы, интересуетесь его успехами и неудачами, приглашаете в дом гостей и приятелей из школы, помогаете ребенку в усвоении материала, проводите дополнительные занятия в игровой форме – ваш ребенок будет иметь больше шансов к успешной адаптации в школе.
Кристина Вязовская
Также по теме |
17.01.2012
Первоклассные домашние задания
В первые недели обучения, когда ваш малыш еще только пытается приспособиться к новым требованиям и режиму дня, домашние задания редки и несложны. Как правило, ребенок с удовольствием справляется с ними сам. |
20.08.2011
Первоклассный профессор
К школе ваш ребенок готов – в этом вы даже не сомневаетесь. Вы для этого сделали все. Да и какие сомнения, если шестилетка бегло читает, считает, умеет писать и чуть ли Шопенгауэра не цитирует. Самое время задуматься: а как ему будет в школе? |
01.05.2011
Знакомство с учителем
Как правило, первая встреча с первой учительницей вашего ребенка или классным руководителем проходит задолго до 1 сентября. Родители приглашаются на общее собрание и экскурсию по школе. |