01.06.2012
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Казалось бы – такое простое, интуитивно ясное понятие: духовно-нравственное воспитание. Однако у каждого, кто задумается над этим, возникнет закономерный вопрос: всё же, что именно такое, это духовно-нравственное воспитание младших школьников. Это о чём? О православии?
Или это о том, что пожилым надо уступать место в транспорте? Или это вообще о чем-то незнакомом? При этом одной из приоритетных официальных задач российского образования является именно духовно-нравственное воспитание.
Так что это такое?
Интуитивно мы знаем, что духовность и нравственности одни из важнейших характеристик личности. При этом духовность это то, что устремляет личность (любого возраста) к намеченным целям, так сказать, ценностная характеристика сознания. А нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Фактически в своем сочетания они представляют собой основу личности. И если мы с вами говорим о том, что до трех лет закладывается «норма реакции» на мир, а до шести лет – эмоциональные схемы поведения, то закономерно говорить что духовно-нравственные аспекты личности закладываются там же, в дошкольном возрасте, а «шлифуются» уже в младшем дошкольном возрасте.
Духовно-нравственное воспитание процесс многогранный и многолетний, бесполезно надеяться в нем только на педагогов, большая часть зависит от нас с вами, от родителей. И для формирования как духовности, так и нравственности в любом возрасте необходимо четыре группы факторов:
- природные (они же биологические);
- социально-культурные;
- педагогические;
- духовные.
Природные факторы. Что это? Любой и каждый новорожденный ребенок «состоит» из генов. Причем генетический набор формируется не только из генов мамы и папы. Но и самых отдаленных предков. Благодаря этому набору появляется и развиваются в последствии индивидуальные качества личности. При этом оптимальное развитие ребенок получит в том случае, если в основе роста и развития личности лежат качественные наследственные факторы с одной стороны, и внешняя среда обеспечивает растущий и развивающийся организм всем необходимым для реализации наследственной потенции с другой стороны. То есть для того, что бы ребенок развивался в себе духовность и нравственность – начните с удовлетворения его нужд.
Социально-культурные факторы. Это такие факторы, в которых находится ребенок, его социальная и культурная среда. Смотрите вы дома «Дом-2» в свободное время или предпочитаете чтение? Это жизненные ценности, установки и традиции. Которые кроме вас никто не привьет, как бы ни хотелось иногда полениться. Это то, что ребенок впитает с молоком матери и поведением отца(или замещающей его фигурой). Это такая сложная совокупность факторов, которая будет передаваться сознательно и бессознательно. Но все же в ваших силах и контролировать передачу, например, семейных традиций. Навешать родственником, звонить бабушке. Мелочи? Но жизнь и воспитание и состоят из этих мелочей.
Педагогические факторы принято в нашем обществе отдавать на откуп педагогам, мол это их специальность – выстроить правильное общение внутреннего мира ребенка и мира реального, в результате которого дети приобретут необходимый духовный опыт и нравственное поведение. Однако для младших дошкольников именно родительский опыт и опыт поведения в семье являются лидирующими. И если вы пренебрегаете внутренним миром ребенка и не отвечаете на его миллион вопросов об окружающем нас мире (реальности), то никакой Макаренко с этим не справится. Да и дети наши не беспризорники. Спрашивайте ребенка о том, что он думает о мире и давайте ему информацию о мире реальную. Как что происходит, что такое причина и как получается следствие. Почему вода течет вниз и как это применятся на практике. Знакомьте ребенка с миром.
Наконец, духовные факторы. Не зря они выделены в особый пункт. Это те факторы, которые может дать снова только родитель. И коль мы дали им в самом начале определение как тому, что помогает достигать цели, то в ваших руках научить ребенка не только достигать цели, но и ставить их перед собой. Не психовать посреди дороги и не прекращать деятельность. С Другой стороны – не наставить на достижении цели любыми средствами и уметь устраняться или прекращать деятельность если условия изменились и цель уже не важна и не нужна. Проявлять и упорство и мягкость. Настойчивость и беспечность. Всему этому научить можно только и исключительно в семье.
Будьте внимательны к нуждам своего ребенка и к той погоде, что стоит в доме. В этом и заключается духовно-нравственное воспитание младших школьников. А педагогам достается не так уж много.
Александра Постышева