Реклама

Давайте дружить!




Рассылки Subscribe.Ru
Ребенок-школьник: все что нужно знать родителям
Новости портала "Predkam.Ru"

20.05.2012

Воспитание самостоятельности в младших школьниках

Воспитание самостоятельности в младших школьниках

Ах, - говорит анекдотическая бабушка – он у нас такой несамостоятельный! И пихает в толстощекого упругого мальчика пирожки, завязывает ему шнурки и носит портфель.

Родители настораживаются, одноклассники недолюбливают. Каждая из нас хоть раз, пусть в своем детстве, наблюдала подобную картину: взрослый, по определенным меркам, человек, совершенно несамостоятелен.

Самостоятельность… за или против? Что мы формируем в детях, подразумевая «самостоятельность» и когда мы начинаем её формировать?

Самостоятельность, в обще-толковом понимании этого слова, это - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.

Красивое понятное определение. Непонятно только как формировать самостоятельность у младших школьников. Младшие школьники это те люди, которые еще ищут себя (впрочем, люди ищут себя всегда, всю жизнь) и явно не имеют способности к свободе от внешних влияний и принуждений. Классическое «ешь борщ» демонстрирует нам отсутствие этой самой самостоятельности у ребят. То есть, с одной стороны, давайте признаем, мы не даем им самостоятельности в силу объективных причин (они действительно не могут справиться, например, с выживанием и зарабатыванием денег), с другой стороны – требуем от ребенка этого непонятного детям явления – самостоятельности.

Очевидно, что в младших школьниках мы формируем не ту, словарную, самостоятельность, а обучаем их навыкам, которые в последствии приведут к пониманию и принятия самостоятельности уже в подростковом и взрослом состоянии. И, как и большинство философских понятий. Формирование самостоятельности начинается раньше. Задолго до младшего школьного возраста. Фактически, как говорят детские психологи, еще с момента рождения.

Сначала мы позволяем ребенку самому решить, когда он готов к появлению на свет. Впрочем, в силу объективных причин, это не всегда возможно. Затем мы позволяем ребенку покричать и послушать свой голос (или не позволяем). Затем позволяем выбрать, с какими игрушками он будет играть и во что будет одеваться (сообразно не погоде, а личным предпочтениям). И так далее, и так далее, и так далее. То есть постепенно мы наделяем ребенка определенными, если хотите, правами и свободами, и, вместе с тем, ограничениями и рамками. Через некоторое время после рождения (по некоторым данным после 6 месяцев) ваш малыш уже способен уяснить причину и следствие и начнет ставить эксперименты для подтверждениях своих гипотез: наверняка вы помните бесконечно падающие на пол игрушки и следующий за ним рев «Мама, принеси!». И вот для формирования самостоятельности крайне важно вовремя расширить рамки и прав, и обязанностей. Для детей специалисты выделяют следующие определения самостоятельности:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Все это формируется постепенно и, несомненно, с родительским участием. В принципе ваше участие тут, в некотором смысле, минимально: достаточно всего лишь не ложиться костьми за потенциальное счастье ребенка. Давать ему возможность самому знакомиться с миром и набивать свои шишки и делать свои ошибки. И в утверждении, что «только дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих» кроется категорическая ошибка с точки зрения развития детской психики: ребенок, не способный еще к тому логическому синтезу, который доступен взрослым, обязан пройти через череду своих личных ошибок для того, что бы познать мир и обрести самостоятельность. И для формирования самостоятельность у младших школьников вам, как взрослому, необходимо и достаточно соблюдать всего три вещи: помочь, если вас попросят, объяснить как оно все работает (если, опять же, вас попросят) и посочувствовать, если не вышло.


Александра Постышева
Также по теме

20.04.2012 Экологическое воспитание младших школьников: игры
Именно игра помогает ребенку лучше всего усвоить предлагаемый материал. В том числе и этические нормы, и принципы так называемого «экологического мышления».

10.04.2012 Патриотическое воспитание младших школьников
Дайте своему ребенку возможность быть счастливым в своей стране!

03.04.2012 Экологическое воспитание младших школьников
Для того, что бы передать навыки «экологического мышления» ребенку необходимо делать довольно мало: быть самим, в семье, «экологичными», ценить природу, говорить с ребенком о природе, рассказывать сказки.

Наш форум для родителей

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 

Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
01.09.2016
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.

О вежливости дошкольников
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.

Развитие памяти у дошкольников
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.

Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
01.06.2016
Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
Интерес к законам физики можно прививать у детворы уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого не нужны скучные учебники с формулами, которые отобьют всю охоту к физическим опытам.

Наши проекты
Дети - это совсем не так сложно, как кажется с первого взгляда!
Игры для детей - Игровая.ру
Закаливание: Все о здоровом образе жизни, грудничковом плавании, жизни без лекарств
Прегна: Все о беременности и родах
Ландшафтный дизайн: Все о ландшафтном дизайне
WebAdvance