20.05.2012
Воспитание самостоятельности в младших школьниках
Ах, - говорит анекдотическая бабушка – он у нас такой несамостоятельный! И пихает в толстощекого упругого мальчика пирожки, завязывает ему шнурки и носит портфель.
Родители настораживаются, одноклассники недолюбливают. Каждая из нас хоть раз, пусть в своем детстве, наблюдала подобную картину: взрослый, по определенным меркам, человек, совершенно несамостоятелен.
Самостоятельность… за или против? Что мы формируем в детях, подразумевая «самостоятельность» и когда мы начинаем её формировать?
Самостоятельность, в обще-толковом понимании этого слова, это - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
Красивое понятное определение. Непонятно только как формировать самостоятельность у младших школьников. Младшие школьники это те люди, которые еще ищут себя (впрочем, люди ищут себя всегда, всю жизнь) и явно не имеют способности к свободе от внешних влияний и принуждений. Классическое «ешь борщ» демонстрирует нам отсутствие этой самой самостоятельности у ребят. То есть, с одной стороны, давайте признаем, мы не даем им самостоятельности в силу объективных причин (они действительно не могут справиться, например, с выживанием и зарабатыванием денег), с другой стороны – требуем от ребенка этого непонятного детям явления – самостоятельности.
Очевидно, что в младших школьниках мы формируем не ту, словарную, самостоятельность, а обучаем их навыкам, которые в последствии приведут к пониманию и принятия самостоятельности уже в подростковом и взрослом состоянии. И, как и большинство философских понятий. Формирование самостоятельности начинается раньше. Задолго до младшего школьного возраста. Фактически, как говорят детские психологи, еще с момента рождения.
Сначала мы позволяем ребенку самому решить, когда он готов к появлению на свет. Впрочем, в силу объективных причин, это не всегда возможно. Затем мы позволяем ребенку покричать и послушать свой голос (или не позволяем). Затем позволяем выбрать, с какими игрушками он будет играть и во что будет одеваться (сообразно не погоде, а личным предпочтениям). И так далее, и так далее, и так далее. То есть постепенно мы наделяем ребенка определенными, если хотите, правами и свободами, и, вместе с тем, ограничениями и рамками. Через некоторое время после рождения (по некоторым данным после 6 месяцев) ваш малыш уже способен уяснить причину и следствие и начнет ставить эксперименты для подтверждениях своих гипотез: наверняка вы помните бесконечно падающие на пол игрушки и следующий за ним рев «Мама, принеси!». И вот для формирования самостоятельности крайне важно вовремя расширить рамки и прав, и обязанностей. Для детей специалисты выделяют следующие определения самостоятельности:
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
Все это формируется постепенно и, несомненно, с родительским участием. В принципе ваше участие тут, в некотором смысле, минимально: достаточно всего лишь не ложиться костьми за потенциальное счастье ребенка. Давать ему возможность самому знакомиться с миром и набивать свои шишки и делать свои ошибки. И в утверждении, что «только дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих» кроется категорическая ошибка с точки зрения развития детской психики: ребенок, не способный еще к тому логическому синтезу, который доступен взрослым, обязан пройти через череду своих личных ошибок для того, что бы познать мир и обрести самостоятельность. И для формирования самостоятельность у младших школьников вам, как взрослому, необходимо и достаточно соблюдать всего три вещи: помочь, если вас попросят, объяснить как оно все работает (если, опять же, вас попросят) и посочувствовать, если не вышло.
Александра Постышева