20.04.2012
Экологическое воспитание младших школьников: игры
Именно игра помогает ребенку лучше всего усвоить предлагаемый материал. В том числе и этические нормы, и принципы так называемого «экологического мышления».
Для того, что бы ребенок лучше чувствовал происходящее с природой вы можете познакомить его с «тематическими» стихотворениями, например, с таким:
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий….
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно
Природа благодарит. Природа сердится.
Младшие школьники, при здоровом развитии эмоциональной сферы, уже обладают необходимыми знаниями об эмоциях, и поэтому вы вполне можете подключать эмоциональную окраску событий для обучения.
Вспомните с ребенком свои прогулки в лесу, по парку, в роще и так далее. Предложите ребенку ответить на три вопроса:
-за что природа (лес, например) могла бы быть тебе благодарна на этой прогулке?
-за что природа могла бы рассердиться на тебя?
-чем ты мог обидеть природу?
-а какие твои действия природа бы даже не заметила?
Если у ребенка возникнут затруднения с анализом своего поведения, или поведения окружающих, приведите сами подходящие примеры. Например, за разбрасывание мусора природа сердится, а над оторванными жабьими ногами плачет. В то же время она будет благодарна за подкормку птиц и выбрасывание мусора в отведенные места.
Продолжим использование знакомых ребенку эмоций в экологическом образовании.
Радости и огорчения при знакомстве с природой своего района
Попросите ребенка на прогулке быть наблюдательным и затем, по приходу домой. За чашкой чая, обсудите увиденное и поговорите уже об эмоциях самого ребенка: что расстроило, а что обрадовало. Что понравилось, а что нет. Если ребенок на все события реагирует радостью, то используйте слова «больше» и «меньше» для оценки его эмоций, для вовлечения его в разговор. Что понравилось тебе больше всего? Что вызвало твою самую большую радость на прогулке?
Наконец, переходим к загадкам, которые так любят дети.Вы можете прочесть их как в произвольной форме, так и игровой, введя дополнительных персонажей в свой рассказ 9или сказку перед сном). Например:
Саша и Маша гуляли по лесу и шагали по тропинке. Кругом такой красивый лес! Все зеленое, солнышко светит! Вдруг Маша заметила какого-то старичка небольшого росточка…Это же Лесовик, Саша!
-Здравствуй, дедушка! – хором сказали дети
-Здравствуйте, дети! – ответил им Лесовик – В лес пришли? А правила поведения в лесу вы знаете? Зайцев моих не обидите?
И загадал Лесовик детям загадку, выбрать главные правила поведения в лесу (предложите ребенку следующие загадки):
-ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
-в лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
-наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
-старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
-пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
-звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Александра Постышева
Также по теме |
10.04.2012
Патриотическое воспитание младших школьников
Дайте своему ребенку возможность быть счастливым в своей стране! |
03.04.2012
Экологическое воспитание младших школьников
Для того, что бы передать навыки «экологического мышления» ребенку необходимо делать довольно мало: быть самим, в семье, «экологичными», ценить природу, говорить с ребенком о природе, рассказывать сказки. |
15.12.2011
Уроки сделаны?
Во многих семьях эта школьная повинность – готовить уроки на долгие годы отравляет всем существование. Как же сохранить мир и покой в семье и помочь ребенку заниматься самому? |