03.04.2012
Экологическое воспитание младших школьников
Для того, что бы передать навыки «экологического мышления» ребенку необходимо делать довольно мало: быть самим, в семье, «экологичными», ценить природу, говорить с ребенком о природе, рассказывать сказки.
Про всех на свете
Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Давайте начнем с самого важного – с определения, с понимания того, что мы будем воспитывать в наших младших школьниках. А именно – с определения слова «экология».
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой, наука, изучающая организацию и функционирование популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. И если отринуть излишние определения типа «биоценозов» и «экосистем», то это наука, которая занимается изучением того, что существует вокруг нас и как оно взаимодействует друг с другом. В широком смысле, если воспринимать Землю как дом, а экологию применить к младшим школьникам, то это наука о том, как жить в этом доме, как взаимодействовать со своей «семьей» так, что бы всем было хорошо.
Впервые дети знакомятся с основами экологии еще в саду, затем в начальной школе продолжают знакомство с окружающим миром и принципами его существования и развития. И если этот предмет оставить на самотек и довериться учителю, то вполне возможно, что ваш ребенок так и не осознает всей масштабности. И Бог с ним, если эта масштабность коснется только предмета, а ведь речь идет об осознании масштабности всего мира и места человека в нем. Есть даже такой термин «экологическое мышление» - когда ребенок начинает осознавать, как взаимодействует живое и неживое, что он может сделать своими действиями. Где помочь окружающему миру, а где наоборот – навредить. При хорошей организации уроки учитывают, что приоритетной задачей школьного воспитания, в идеале, является развитие личности ребенка.
Хозяйка белочка
В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий….
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
Для того, что бы передать навыки «экологического мышления» ребенку необходимо делать довольно мало: быть самим, в семье, «экологичными», ценить природу, говорить с ребенком о природе, рассказывать сказки (можно сочинять их самим). Показывать и привлекать внимание ребенка к живым и неживым объектам природы, прививать навыки «общения» с природой, в том числе используя специальные игры.
Как же проверить, насколько удалось вам, как родителям, привить ребенку чувство экологии: Когда можно считать, что ребенок экологически «воспитан»? вот несколько основных критериев:
- ваш ребенок легко ориентируется в нормах и правилах экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, часть теоретических знаний трансформировалась в привычки;
- ребенок заинтересован в получение дополнительных знаний о мире, о природе, ищет пути практического применения имеющихся знаний;
- малыш испытывает потребность в общении с живой природой и неживой: любит ухаживать за питомцами, просится погулять. Сопереживает героям из книг или мультиков;
- проявляет ярко выраженные эстетические чувства к окружающей природе. Видит красивое, видит некрасивое (чаще всего – яркое вмешательство человека);
- проявляет инициативу в наведении «порядка» в экологическом смысле (например, предлагает подобрать и отнести в мусорку разбросанный мусор).
Александра Постышева
Также по теме |
15.12.2011
Уроки сделаны?
Во многих семьях эта школьная повинность – готовить уроки на долгие годы отравляет всем существование. Как же сохранить мир и покой в семье и помочь ребенку заниматься самому? |
21.11.2011
Таблица умножения: проще простого!
Чаще всего именно с таблицей Пифагора у большинства детей бывают проблемы. |
01.06.2011
Мнемотехника в школе
Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное. |