03.03.2012
Легко ли быть вундеркиндом?
Легко ли воспитывать одаренного ребенка? Да и ему самому так ли просто в жизни? Пожалуй, мало, кто из непосвященных задумывается над этими вопросами. А что такое одаренность с точки зрения психологии?
Обычно принято считать, что одаренность - это нечто глобальное. Что одаренный ребенок, как Ломоносов, с одинаковой легкостью будет и рисовать, и решать задачи, и писать стихи. В действительности все несколько иначе. Обладая выдающимися способностями, как правило, в какой - то одной области, в остальных малыш не только не опережает сверстников, но и даже отстает от них.
Мозг человека устроен так, что каждая функция должна сформироваться в определенном возрасте, в определенный период. Скажем, речь наиболее активно развивается с полутора лет до трех, а моторика - с года до полутора, потом ее развитие постепенно замедляется, и далее развиваются какие – то специфические функции, скажем, мелкая моторика. Но иногда в силу специфических причин, какая - то функция, например, речь или механическая память, начинает бурно развиваться раньше времени. Мозгу не хватает энергетики, и те функции, которые оказываются наиболее подготовленными и востребованными со стороны родителей или общества, начинают развиваться за счет других.
Например, часто математические способности (а точнее овладение механическим счетом) и механическая память проявляются очень рано - в три - четыре года. Такие дети с легкостью оперируют большими числами, запоминают наизусть огромные тексты, вызывая восхищение окружающих, но потом ребенок идет в детский сад или школу, и способности тают на глазах. Родители удивляются: малыш столько знал, все книжки наизусть помнил, а пошел в школу и совсем не блистает в учебе…
Дело в том, что на смену механической памяти должна прийти логическая, которая формируется под воздействием мышления и речи уже в старшем дошкольном возрасте. Необычная механическая память, как ни странно, нередко является следствием асфиксии при родах и внутриутробной гипоксии. А избирательная память в этом случае нарушается, причинно – следственные связи формируются с трудом, так что мозг не просто не в состоянии обработать информацию, которую он получил, и адекватно ею воспользоваться. Похожий процесс происходит со счетом. Нередко малыш еще до пяти лет начинает складывать и вычитать, умножать и делить, но при этом не в состоянии решить самую простую элементарную текстовую задачу, с которой должен легко справиться в этом возрасте. Особенно трудно для таких детей задачи на пространственное соотношение. Например, лиса больше зайца, а волк больше лисы. Кто самый большой? Такая задача либо просто не решается, либо решается каким – то косвенным путем, например, говорится, что самый большой - медведь.
Родители должны сбалансировать работу мозга. Выстроить у малыша навыки, которые должны быть у ребенка в соответствующем возрасте (двигательные, речевые). Это поддержит одаренность крохи и поможет ею воспользоваться. Когда все структуры мозга будут сбалансированы, исчезнет энергетический дефицит, легче станут вырабатываться навыки, на базе которых ребенок будет лучше усваивать новые знания. А если этого не происходит, навыки формируются замедленно, трудно, в итоге способности уходят.
Родители детей - вундеркиндов ведут себя по - разному. Многие начинают развивать те функции, в чем ребенок наиболее силен, делая на этом упор.
А другие навыки как бы игнорируются. Например, двухлетний малыш может обладать абсолютным слухом и при этом не уметь пользоваться горшком. Вместо того, чтобы научить ребенка элементарным правилам гигиены, родители, презрев низменные проблемы, кидаются обучать чадо игре на скрипке по системе Сузуки.
Нужно учитывать, что в таких случаях выдающиеся способности будут тормозить социализацию ребенка, мешать его нормальному развитию. И наоборот, если не слишком заострять внимание на ярких дарованиях малыша в области математики, музыки или рисования, а своевременно сформировать необходимые в том или ином возрасте навыки и функции, это будет помогать развитию его одаренности.
Марина Саватеева
Также по теме |
27.12.2011
Учеба без стрессов
Не секрет, что отношение родителей к учебе и школьным делам ребенка может помочь или навредить ему. |
07.12.2011
Самостоятельная прогулка
Еще лет 15-20 назад младшие школьники, а то и дошколята гуляли одни во дворе. Сейчас ситуация изменилась и дети гуляют только под присмотром взрослых. Разве что в маленьких городках и деревнях еще можно встретить ватаги ребятишек без сопровождающих лиц. |
27.11.2011
Воспитать индивидуальность
Прошли те времена, когда юное поколение призывалось «быть как все», чтобы без проблем выполнять свою роль винтиков большой системы. |