27.11.2011
Воспитать индивидуальность
Прошли те времена, когда юное поколение призывалось «быть как все», чтобы без проблем выполнять свою роль винтиков большой системы.
Между тем, учреждения, штампующие «болванки», работают, как ни в чем не бывало. Отдав ребенка в муниципальный детсад или обычную школу, родители уменьшают его шансы на развитие индивидуальности. «Уравниловка», педагоги старой закваски и сама система образования не приемлет творческих детей с креативным мышлением. Однако, и Вальдорфский садик, и школа по системе Монтессори или архитектурный кружок не решат проблему раскрытия индивидуальности. Все идет из семьи.
Что же необходимо делать, чтобы помочь ребенку раскрыть свое «Я»?
1. Поощрять самостоятельность. Да, намного проще и быстрее сделать самой, чем потом отмывать всю кухню от «приготовления сырников» дочкой или спасать цветы от усердного садовода. Каждое ваше «уйди, не мешай, я сама!» надолго отбивает желание действовать.
2. Уважать мнение ребенка. Да, он хочет идти в театр в старой буденовке и рваных джинсах – пусть, даже если вам очень стыдно идти рядом. А дочка решила выучиться на джазовую певицу или стать второй Ledy Ga-Ga. Тоже пусть. Пусть они видят, что вы всегда на их стороне и доверяете им.
3. Позволять учиться на своих ошибках. Не давите родительским авторитетом и жизненным опытом. Ведь умение жить своей головой дорогого стоит. И никаких «я же говорила!».
4. Научить говорить «нет». Дети часто зависимы от мнения значимых сверстников – референтной группы, чтобы быть принятыми в компании. Особенно это обостряется в подростковом возрасте – и желание «быть как все» парадоксальным образом уживается с стремлением к «я – особенный». Умение отстаивать свое мнение и идти вопреки общественному свойственно не только сильным личностям, но и творческим натурам. Такое твердое «нет» убережет вашего ребенка от алкоголизма, наркомании и прочих развлечений, лучше, чем 33 замка.
5. Поощрять настойчивость. Умение доводить до конца начатое, ставить цели и следовать им под силу не всем взрослым. А способность не пасовать перед трудностями исключительно ценное качество.
6. Расти и развиваться самим. Если родители живут полноценной насыщенной жизнью, встречаются с интересными людьми, постоянно учатся чему-то новому, читают книги и обсуждают их, путешествуют – ребенок просто не может остаться в стороне.
7. Свои мечты воплощать самим. Когда амбициозные родители нагружают чадо ворохом своих нереализованных проектов, будь то большой теннис, игра на контрабасе или выгодное замужество, они забывают, что пытаются присвоить себе чужую жизнь. Подчинить себе желания, стремления и чаянья другого человека. Сами играйте в свои игры. И в игрушки, которые накупили ребенку, потому что в детстве они вам снились.
Вообще, биологически, каждый человек – уникален, благодаря неповторимости его набора хромосом. Социальная же уникальность – явление более редкое. Помогите ребенку не потерять лицо!
Елена Андреева
Также по теме |
01.11.2011
Лентяй или дисграфик?
«Невнимательный, ленивый, не хочет учиться, неусидчив» и прочие неприятные характеристики о своем умненьком и развитом ребенке вы читаете в его дневнике. |
07.09.2011
В школу после каникул
Быстро пролетела прекрасная летняя пора – время отпусков, каникул, путешествий. Новые ранцы, модная форма, чистые тетради и современные аксессуары дождались своих счастливых обладателей. |
18.08.2011
Непопулярный ребенок
Детская дружба в начальных классах очень смахивает на детсадовскую: сегодня все дружат против жадины, а завтра под его предводительством штурмуют снежную крепость. К средней школе дети становятся более постоянны в своих симпатиях и антипатиях, да и кое-какой социальный опыт уже есть. |