15.05.2011
Конфликты с учителем. Начальная школа
Конфликт с учителем, особенно в младших классах – серьезное испытание и для детей, и для родителей.
Ведь для ребенка, поступившего в школу нет более умного и важного человека, чем первый учитель. Даже родительский авторитет меркнет перед ним. Поэтому самоощущение и самооценка детей складывается, в первую очередь, из отношения к нему педагога. Если ребенок постоянно критикуется, высмеивается учителем, он начинает его бояться, избегать, развиваются неврозы – заикание, нервные тики, энурез и т.д. Некоторые дети пытаются заслужить одобрение, стараясь прилежней учиться, помогать в классе. Другие – замыкаются в себе, третьи становятся агрессивными.
Как узнать о конфликте:
1. Внимательно слушайте ребенка. Не торопитесь задавать свои вопросы, когда он рассказывает о своих школьных делах. Поддакивайте, поощряйте рассказы. Но это не должно происходить между делом, когда вы, к примеру, моете посуду, а ребенок рассказывает вам в спину. Покажите, что вам интересен он сам, его дела, переживания. Вот тогда вы не пропустите первый тревожный звоночек. Однако, есть риск, что доверительная беседа скатится в ваши нравоучения, упреки и обвинения. Ребенок же должен почувствовать, что вы всегда на его стороне и не используете полученную от него информацию против него. Откровенные отношения с ребенком очень легко сломать.
2. Отказ рассказывать о дне, проведенном в школе должен вас насторожить.
3. Выясните причины, если ребенок отказывается идти в школу, заниматься.
4. Замечайте резкие перемены в поведении и настроении. Всегда общительный, жизнерадостный ребенок не может ни с того ни сего молчать и хмуриться. А неадекватные реакции – повод обратиться к детскому психологу.
5. Присмотритесь: нет ли у ребенка необычных реакций - вздрагиваний, при попытке его обнять, не втягивает ли он голову в плечи, нет ли ночных кошмаров.
6. Задумайтесь, если услышите от ребенка фразы, которые свидетельствуют о низкой самооценке: «я не справлюсь», «у меня нет способностей», «я хуже всех» и т.д. Детям в начальной школе свойственна хвастливость и высокое самомнение, поэтому подобные заявления – уже нехороший симптом. Конечно, если вы их не вдалбливаете ему сами.
7. Внимательно читайте записи, сделанные в дневнике. Это богатый материал для размышлений. К примеру, если большинство замечаний сделаны одним и тем же учителем – повод его непременно навестить.
Однако в школу (если вас не вызывали), надо идти только после обсуждения возникшей ситуации с ребенком. Постарайтесь вместе с ним найти причины конфликта. При этом обвинять или ругать учителя не стоит. Визит в школу необходимо планировать так, чтобы ваш ребенок при разговоре с педагогом не присутствовал. Дайте понять учителю, что вы держите нейтралитет и пришли, чтобы уладить конфликт. Выслушайте его претензии, никого не обвиняя или оправдывая. Постарайтесь получить конструктивные замечания педагога и, по возможности, спокойно рассказать о переживаниях ребенка. Неравнодушный учитель пойдет навстречу, предложит выход из ситуации. Ведь, в большинстве случаев, в конфликтах с учениками виноваты как раз педагоги. Если же вы не найдете понимания, а конфликт разгорается с новой силой, не медлите – переводите малыша в другой класс или школу.
Елена Андреева
Также по теме |
15.04.2011
Знания или помарки
«Писать красиво нелегко: «Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко». В начальной школе очень большое внимание уделяется чистописанию: необходимо правильно оформлять работы – клеточка влево, клеточка вправо считается за побег. |
20.03.2011
Научить учиться
Не секрет, что некоторые знания, полученные в школе, многим из нас, никогда не пригодились в жизни. Но это не значит, что нужно махнуть рукой на школьную программу и призывать детей учиться только тому, что пригодится – этого никому не дано угадать. |
10.01.2011
Как учить стихи с ребенком
Одним детям достаточно пару раз пробежать глазами «Бородино» и запомнить его на всю жизнь, другим нужно долго и упорно учить самые простые стишки. Упреки и наказания вряд ли заставят память работать лучше. Попробуем разобраться, как помочь. |