20.03.2011
Научить учиться
Не секрет, что некоторые знания, полученные в школе, многим из нас, никогда не пригодились в жизни. Но это не значит, что нужно махнуть рукой на школьную программу и призывать детей учиться только тому, что пригодится – этого никому не дано угадать.
А вот научить ребенка не механическому запоминанию, а умению самому добывать информацию и применять знания на практике, действительно важно. К тому же у детей просыпается исследовательский интерес, желание учиться. И, доказано психологами - то, чем человек интересуется, запоминается надолго. Жаль только, не каждый учитель заостряет на этом внимание.
Русский язык.
В начальной и средней школе ребенку важно понять правила правописания и пунктуации. Частично проблема решается, если ваш школьник много читает. Но не сетевые опусы или ЖЖ (хотя там много интересного), а книги. За счет хорошей зрительной памяти дети могут довольно грамотно писать. Кроме того, интересные книги могут стать отличным учебником: по мере изучения правил просите ребенка найти примеры в художественной литературе и поэзии. Например, изучаются деепричастные обороты. Выдайте отпрыску Жюль Верна, Дюма или Лукьяненко и попросите найти эти обороты в тексте или выписать в тетрадь 5-10 примеров.
Математика.
Как правило, в начальной школе большая часть обучения строится на использовании механической памяти, которая у 7-9 летних детей хорошо развита. Поэтому таблица умножения обычно заучивается путем многократного повторения как стихи. Если же ребенок никак не может ее запомнить, значит, при изучении таблицы нужно задействовать другие виды памяти – смысловую или ассоциативную. То есть выяснить у ребенка, на что ему кажутся похожими цифры и придумать вместе истории, которые происходят, когда одна цифра при умножении «встречает» другую. Например, змея (3) и лебедь (2) встретились и пошли поплавать в море, и тут появился дельфин (6). Чем необычней и эмоциональней будет придуманная им история, тем лучше ребенок ее запомнит.
Не забывайте, что математика и геометрия – это чисто прикладные науки.
Попробуйте вместе с ребенком отыскать сведения о том, как считали древние люди, как они делили-отмеряли землю и т.д. Незаменимы в этом плане книги Я.Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная геометрия», «Для юных математиков. Веселые задачи», «Математика в занимательных рассказах» и «Живая математика».
Большинство математических задач (не считая алгебру) можно решить, рассуждая о более понятных предметах, нежели, скажем, трубы в бассейне. Очень важно дошкольнику и младшему школьнику, иметь не абстрактное, а вполне конкретное понятие о числах и арифметических действиях. Лучше всего, так называемой «приблизительной математике», учить ребенка, когда он лично заинтересован – например, при дележе конфет, покупке игрушек, сладостей и проч., нарочно «ошибаясь» не в его пользу.
Химия и физика.
Привить интерес к этим дисциплинам не так сложно, как кажется. Многие очень зрелищные и любопытные опыты, которые можно провести дома, описаны в книгах Я. Перельмана «Занимательная физика» и «Физика на каждом шагу», «Занимательная механика», «Для юных физиков. Опыты и развлечения». И есть несколько книг разных авторов с простыми, но эффектными химическими опытами, например, книга Ольгерта Ольгина «Чудеса на выбор. Забавная химия для детей».
Наверняка эти опыты по физии и химии в быту скрасят ваши семейные вечера.
География.
Если вы играете «в города» (а если нет – советую начать), стоит повесить в детской карту мира или купить небольшой глобус. А еще одну карту или атлас варварски расстричь на кусочки-паззлы или аккуратно вырезать материки и поискать доказательства того, что раньше они были одним континентом. Отправляясь в отпуск, постарайтесь сами как можно больше узнать о той стране, куда вы летите, вооружитесь путеводителем, тогда в дороге вам будет, о чем рассказать детям.
Предложите ребенку представить, что вы переезжаете жить, например, в Бразилию, или Австралию, Конго и тд. Вместе подумайте над тем, как вы там будете жить, обсудите климат, быт и обычаи, одежду местного населения, найдите красочные альбомы или фотографии в Интернете, помечтайте о том, где побываете и каких животных вы увидите.
История.
Редко кого из детей не увлекает этот интересный предмет в школе. Но для «полного погружения», скажем, в Средневековье, найдите ребенку художественную литературу, описывающую это время, сводите в театр и картинную галерею. Нелишним будет и вместе поиграть в компьютерные игры-цивилизации.
Обычно, детям сложно запоминать даты. В этом случае поможет не столько мнемотехника, сколько проведение аналогий с известными им событиями. Например, «в 1861 году в США началась Гражданская война, а в России только отменили крепостное право. И это было, например, всего за 140 лет до твоего рождения».
Вообще, поощряйте ребенка думать самому и задавать вопросы. Чем больше вопросов-проблем – тем лучше. Вот только хотя бы в первое время не ленитесь искать ответы на них вместе. Научите эффективному поиску в Интернете, в библиотеке, рассуждайте, как «найти то, не знаю что». И радуйтесь открытиям!
Елена Андреева
Также по теме |
10.01.2011
Как учить стихи с ребенком
Одним детям достаточно пару раз пробежать глазами «Бородино» и запомнить его на всю жизнь, другим нужно долго и упорно учить самые простые стишки. Упреки и наказания вряд ли заставят память работать лучше. Попробуем разобраться, как помочь. |
15.09.2010
Нелады с учебой. Как помочь младшему школьнику
Почти всегда родители первоклашек уверены: их сын или дочь будут хорошо учиться. Читать-считать умеют, по-английски разговаривают, да и вообще, «в нашем роду троечников не было!». |
26.08.2010
Самостоятельная или контрольная работа?
Наверное, мало кому из родителей хочется пойти в школу снова, без отрыва от основной работы, домашних хлопот и прочих обязанностей взрослого человека. Как же добиться того, чтобы выполнение домашних заданий, сборы в школу и сама учеба лежали на плечах лишь вашего школьника, а не вышло так, что «учится папа за Васю весь год»? |