09.09.2010
В первый раз в первый класс!
Еще вчера ваш ребенок был совсем крохой, а теперь с важным видом стоит на первой в его жизни школьной линейке с большим букетом цветов.
Какой для него окажется учеба, насколько быстро он сдружится с классом и другие подобные моменты будут зависеть от того, насколько готовым к школе оказался ребенок. Что же нужно знать родителям для того, чтобы их малыш быстрее адаптировался, влился в коллектив? Попробуем ответить на этот вопрос.
Прежде всего, обратите внимание: ребенок должен быть уверен, что школа никоим образом не ущемляет его права, наоборот, у него теперь есть новые права и обязанности, — значит, он уже взрослый. Дети любят, когда их считают взрослыми и доверяют им проблемы семьи. Доверьте и вы своему малышу несложные по уровню физической силы, но необходимые дела. Например, пусть он следит за тем, чтобы комнаты квартиры всегда проветривались вовремя; он может выносить мусор, убирать в своей комнате, доставать почту из почтового ящика и т. д.
Готовьте малыша к сознанию о необходимости учиться заранее, чтобы ребенку не казалось, будто это наказание, чтобы он понимал, зачем все это нужно.
Хорошо, если ребенок перед школой был в детском саду: у него уже есть опыт общения с большим количеством детей, его многому учили (рисовать, лепить, петь, танцевать, декламировать, выступать публично и пр.). Что делать, если ребенок не посещал детского сада?
Первое — не отчаиваться! Это ведь не значит, что ваш малыш не сумеет хорошо учиться и не сможет подружиться с одноклассниками! Практика показывает, что такие дети не менее способные и коммуникабельные, чем воспитанники садов.
Второе: помогите своему первокласснику организовать распорядок дня, чтобы он научился распоряжаться своим временем. Первое время малыш будет медлителен — не подгоняйте его, он еще только учится, сразу все не получается, дайте ему время. Не стойте над ним, — малыш должен отвыкать от вашего неусыпного глаза и присутствия, ведь вы не собираетесь дежурить у его парты, пока он будет в школе. Это не значит, что вы оставите ребенка один на один с пока еще страшными для него домашними заданиями, но значит, что вы будете только контролировать процесс, а не делать все сами.
Третье: побольше положительных эмоций! Расскажите о том, как сами учились в школе, что было интересного, какие истории случались, какие были у вас друзья и пр. Ребенок должен почувствовать, что школа — не тюрьма, там есть друзья и не такие уж и сложные предметы.
Четвертое: никогда не запугивайте малыша директором, классным руководителем — теми лицами, которые имеют у него явный авторитет, — этим вы ничего хорошего не добьетесь. Однако можно стимулировать деятельность, активность малыша, сказав, что учительница была бы, пожалуй, удивлена, если бы узнала, что этот рассказ ты уже прочитал (еще примеры: умеешь вязать, сам смастерил скворечник, сделал еще и эту задачу). Нельзя смеяться с детского поклонения учителю — если осмеять кумира ребенка, то его разочарование может негативно отразиться в последствии. Однако, к большому сожалению, на сегодня нередки случаи, когда учитель позволяет себе обзывать детей, повышать на них голос, выгонять из класса, не пускать в помещение без сменной обуви. Это запрещено законом и не должно оставаться безнаказанным. Не позволяйте своему чаду разрешать учителю унижать себя. Не спорим, дети сегодня — гиперактивны, с ними подчас трудно сладить, но учитель потому и учитель, что должен искать подход к своим воспитанникам, а не обижать их. Безусловно, в таком случае родителям нужно объяснить ребенку, что происходит, что он вовсе не ущербный, это учитель неправ. Но нельзя уходить в крайность и допускать такого поведения со стороны школьника, что учителя сами начинают его бояться. Боритесь с агрессией, не давайте ей заполонить ребенка, отвлеките на приятное.
Пятое: больше спрашивайте ребенка о его делах: что он делал, с кем шел домой, нравится ли ему классная комната, дружный ли у него класс, — по ответам вы сумеете понять, насколько ребенку комфортно;
Нет сомнений, что школа — это стресс для ребенка. Подскажите, как найти новых друзей, как преодолеть страх отвечать у доски, докажите, что во время перерыва лучше отдохнуть и поесть, чем играть в игры мобильного телефона.
Помните, что школьные проблемы начинаются в семье! Если семья живет недружно, если отец и мать постоянно в ссоре и атмосфера накалена — ни о какой учебе не может идти речи. Ребенок напряжен постоянно, он не может физически и эмоционально настроиться на восприятие информации, более того — для него учеба теряет всякий смысл, потому что сейчас для него важно, помирятся папа и мама или нет, уступит кто-либо из них другому или нет... Не допускайте такого! Ваш ребенок имеет право на полноценную жизнь, а это значит, что его нервную систему необходимо поберечь.
Часто дети, выросшие дома, попав в школу начинают много болеть. Этого, зачастую, можно избежать укрепив иммунную систему, а именно: 1) ребенок должен быть активным и подвижным, поэтому не запрещайте ему играть и резвиться, как раньше; 2) не кутайте ребенка, когда в этом нет необходимости. Учтите, что многие болезни начинают действовать при перегреве; старайтесь, чтобы малыш ел не модифицированную пищу, а настоящую. Питайте его полноценно, следите, чтобы он достаточно времени спал. В школах часто нарушаются санитарно-гигиенические нормы, поэтому будет нелишним рассказать об этом первоклашке и приучить его к предупреждению оных (мыть руки до и после посещения туалета, пользоваться своими предметами личной гигиены (расческа, носовой платок и пр.) самому, не давая другим ученикам и пр.).
Таким образом, мы осветили некоторые моменты в сложнейшей задаче родителей — помочь ребенку почувствовать себя в школе, как дома. Конечно, многое словами не сказать — нужны чуткость и внимание, терпение и крепкая любовь родителей, чтобы их кроха стал смышленым учеником. Желаем вам и вашему первокласснику успехов!
Елена Бажанова
Также по теме |
15.06.2010
Левша в школе
Первокласснику адаптироваться к школе непросто, а первоклашке-левше, и того сложнее. Конечно, многое зависит от первой учительницы, которую вам, родители, нужно предупредить о леворукости вашего ребенка и напомнить о недопустимости переучивания.
|
30.05.2010
Домашний ребенок. Адаптация к школе
«Первый раз в первый класс» - это всегда стресс для любого ребенка, даже если он рвался в школу. Но детям, которые росли дома, под присмотром мамы, бабушки или няни, адаптироваться к школьной жизни еще сложнее, чем выпускникам детсада. |
08.05.2010
Родительские ожидания и опасения
Ребенку до школы остался год, а то и меньше или он уже первоклассник? Последите, пожалуйста, за своими высказываниями об учебе, учителях и школьной жизни в частности. Это необходимо, потому что ребенок впитывает ваши установки, как губка. |