Реклама
Ано дпо форвард
ано дпо форвард
forward-center.ru

Давайте дружить!




Рассылки Subscribe.Ru
Ребенок-школьник: все что нужно знать родителям
Новости портала "Predkam.Ru"

05.08.2010

Наказание и поощрение в семейном воспитании

Наказание и поощрение в семейном воспитании

Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребенка. Наказания и поощрения должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

Поощрениями родители одобряют хорошее поведение детей. Плохие поступки вызывают осуждение, родители принимают меры, чтобы предотвратить их повторение и, если нужно, применяют соответствующие наказания. Наказания, как и поощрения могут быть разными. Обязательно следует учесть возраст и темперамент ребенка, к которому нужно вышеуказанное применить.

Бывают случаи, когда возникает необходимость применения наказания — родители таким образом заставляют ребенка изменить свое поведение. Самыми распространенными формами исправления поведения ребенка являются: осуждение плохого поступка, переубеждение в неправильности поступка, указания, как себя вести. Следует всегда помнить: каким бы ни было наказание, оно не должно унижать ребенка, обижать его чувство собственного достоинства. Нельзя наказывать ребенка посредством лишения еды — Вы рискуете таким образом испортить аппетит и нарушить естественный биологический ритм маленького человечка, что может привести к отказу от еды (анорексия). Не бейте свое чадо! Что бы ни было им сделано, это не стоит физической расправы. Кроме того побои не переубеждают, а заставляют покориться силе родителей и приводят к скрытности, трусости, скрытой агрессии, уверенности, что прав тот, кто сильнее. Телесные наказания, вызывающие у ребенка страх, порождают злобу на того, кто наказывает, что приводит ко лжи, а порой и к фобиям.

Замечанием родители привлекают внимание ребенка на неверность или недопустимость его поведения. Замечание всегда должно быть мотивированным и аргументированным, чтобы ребенок знал, что именно не так он делает и почему, конкретными и своевременными. Не годится вспоминать вчерашнее, замечание следует делать сразу, как только был совершен проступок за исключением ситуации, когда присутствует посторонний, чужой человек (гости, коллеги и т. д.), потому что это унижает маленькую личность. Учтите: если вы сами чего-то не делаете, вы не имеете морального права требовать выполнять это своего ребенка (к примеру, если вы курите, не логично требовать от подростка, чтобы он не брал с вас пример — вы всегда были и будете, пусть бессознательно, образцом, моделью поведения для вашего ребенка).

Выговор. В выговоре, как и в замечании, следует указать ее причину. Тон выговора должен выражать осуждение и сожаление, которое испытывают родители. Для детей младшего возраста можно применить наказание, заключающееся в виде лишения на какое-то время своего внимания и привязанности. Если ребенок не изменит своего поведения, можно организованно всем членам семьи перестать делать ему уступки, даже на какое-то время разговаривать с ним только при необходимости. Однако при этом виде наказания нужно очень внимательно следить за поведением ребенка и своевременно прекратить наказание, как только станет заметно, что маленький человечек понял и осознал свой проступок.

Ребенка можно наказать лишением тех или иных игр, развлечений. Часто родители, рассердившись, обещают не пустить на дискотеку, в кино, запретить прогулки с друзьями, но, успокоившись, забывают о своих обещаниях. Дети привыкают к такого рода угрозам и наперед знают, что можно будет легко выпросить прощение — так родители теряют свой авторитет.

Бойтесь быть несправедливыми! Не наказывайте ребенка, не разобравшись в ситуации. Будьте объективны! Не следует верить своему ребенку абсолютно (но и не верить ему совсем тоже неправильно, потому как вы его родитель, он ищет защиты и поддержки у вас, ему больше неоткуда ждать помощи) — часто дети склонны «перевирать» случившееся, перекладывать вину на другого. Почему так случается? Универсального ответа, пожалуй, не найти, потому что нужно знать больше информации о вас самих, вашей семье, вашем ребенке, особенностях его воспитания и развития, ваших отношениях с ребенком и пр. Бывает, что дитя не хочет выглядеть «плохим» для родителей, а потому старается «выбелить» то, что сделал. Бывает ребенок панически боится гнева родителей, и ложь, на которую он способен, может быть самой изощренной, выглядеть более чем правдоподобно — в этом нельзя винить ребенка, в этом поведении виноваты сами родители, и исправлять поведение нужно в первую очередь им самим, а после понадобится немало времени, чтобы приучить дитя к мысли о том, что самые родные ему люди не будут с ним строги.

Родителям следует помнить, что есть запреты, которые не должны быть проигнорированы их чадом. К таким нужно отнести действия:

- которые могут спровоцировать угрозу здоровья и жизни ребенка и его окружающих,

- направленные против сохранения окружающей среды,

- наносящие ущерб государственному имуществу и культурным ценностям.

Поощрение — способ закрепления хорошего поведения. Тем не менее не следует принуждать ребенка делать что-то только для вознаграждения. Награда должна быть следствием хорошего поведения, а не целью. Ребенка, который весь год отлично учился можно наградить поездкой в какой-либо интересный город на экскурсию, поездкой к родственникам, путевкой в пионерлагерь, где ребенку нравится бывать. Но нельзя каждую отличную отметку выплачивать деньгами или развлечениями, - нужно чтобы ребенок получал радость от ощущения ценности самого действия, а не побочных мотивов.

Самым распространенным видом поощрения является похвала. Особенную ценность она имеет для детей младшего возраста, когда малыш учится понимать, что есть хорошо, а что — плохо. Со старшими детьми нужно быть сдержанным в похвале, не захваливать их. Особенно вредна похвала при посторонних, так как превращается в хвастовство поведением сына или дочери.

Если кто-либо из родителей или других старших членов семьи наказал или поощрил ребенка — это никогда не должно отменяться другими членами семьи. Помните: и наказание, и поощрение должны быть справедливыми!

Поощрения и похвала будут неэффективными, если будут единственными факторами воспитания ребенка. Они имеют педагогическое значение только в соединении с правильной организацией жизни маленькой личности, нормальными отношениями в семье, различным позитивным влиянием на ребенка, примером родителей и систематическим их влиянием на поведение детей.


Елена Бажанова
Также по теме

06.07.2010 Как воспитать лентяя
В этой статье вы получите подробные рекомендации, которые помогут превратить любого ребёнка в лентяя. Если вы хотите, чтобы ребёнок плохо учился в школе, прогуливал уроки, избегал работы по дому, а во взрослом возрасте стал безвольным червяком, который не в силах достигать своих целей и контролировать свою жизнь, то это руководство специально для вас!

01.07.2010 А девочки взрослеют... или "малышкин ОТ КУТЮР"
У Вас родилась девочка? Какое счастье!

24.06.2010 Что делать, если у ребёнка конфликт с учителем. Советы родителям
Конфликты, к сожалению – это неотъемлемая часть нашей жизни в обществе. Они происходят всюду: в семьях, в рабочих коллективах, в детских садах и школах. Но если взрослый человек, практически всегда в состоянии сам разобраться со своими проблемами, то ребёнку, который попал в конфликтную ситуацию, необходима помощь и поддержка старших.

Наш форум для родителей

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 

Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
01.09.2016
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.

О вежливости дошкольников
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.

Развитие памяти у дошкольников
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.

Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
01.06.2016
Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
Интерес к законам физики можно прививать у детворы уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого не нужны скучные учебники с формулами, которые отобьют всю охоту к физическим опытам.

Наши проекты
Дети - это совсем не так сложно, как кажется с первого взгляда!
Игры для детей - Игровая.ру
Закаливание: Все о здоровом образе жизни, грудничковом плавании, жизни без лекарств
Прегна: Все о беременности и родах
Ландшафтный дизайн: Все о ландшафтном дизайне
WebAdvance