Книга один из источников знаний. Вместе с непосредственным знакомством с окружающей жизнью, жизнью конкретных людей, с растительным и животным миром художественное слово расширяет кругозор детей, углубляет их знания, помогает формированию определенных представлений о различных социальных группах. Часть I
Художественное произведение, сильно влияя на воображение и чувства детей, влияет на становление их как личности, и поэтому очень важно знать, что именно читает ваш ребенок, уметь помочь ему выбрать книгу. Конечно, интерес к чтению книг сегодня стал редкостью, потому что телевидение и сеть Интернет почти полностью заменили бумажные носители информации. Как ни грустно, наши дети все реже и реже берутся за художественную литературу по собственному желанию. Однако, несмотря на высокие технологии, привить любовь к бумажному чтению можно, возможно и нужно для развития духовных качеств и эрудиции.
Для того, чтобы при прочтении произведения художественной литературы была реализована воспитательная функция, взрослым нужно умело руководить чтением. Контроль чтения проявляется в подборе литературы для детей соответственно их возрасту и интересам. Так, несомненно, будут оправданы яркие, иллюстрированные сборники сказок для малышей возрастом до 6 лет, детективы и произведения писателей-фантастов для подростков, и т. д. Родителям нужно помнить, что существуют специальные издательства детской книги, которые издают литературу для детей разного возраста: дошкольного, школьного, старшего школьного и юношества. Это поможет при выборе книг. Кроме того, в библиотеках есть списки рекомендованной литературы для детей того или иного класса. В школе детям предлагают список литературы на лето и список дополнительной литературы для саморазвития.
Однако руководство чтением не ограничивается только подбором литературы и проверкой, прочитана и понята ли книга. Важно руководить еще и речевым развитием ребенка. При чтении ребенок узнает не только новые, интересные истории, но и получает словарный запас, который переходит в активный или пассивный. Чтобы работа по развитию речевой деятельности стала эффективной, необходимо преобразовать освоение художественного мира в коммуникативный посредством игры. Предложите малышу поиграть в его любимых персонажей (следует строго следовать книге и точно соблюдать все правила поведения героя): Чиполлино, Карлсона, Белоснежку...Такой игрой можно научить малыша видеть мир глазами героя, то есть вживаться в чужое сознание, а, значит, будет развиваться способность сочувствовать, понимать другого человека.
Чтение не должно быть в тягость ребенку, нельзя его к этому принуждать, иначе есть риск вызвать отрицательное отношение к книгам. Прививать любовь к художественной литературе следует с раннего детства, когда еще ребенок не умеет читать сам: вы или другой член вашей семьи должен уделять чтению достаточно много внимания, читайте стихотворения для детей (детские поэты: А. Барто, И Заграевская, С. Маршак, К. Чуковский, Э. Мошковская и др.), сказки народные и авторские (Г.Андерсен, братья Гримм, Д. Родари, А.Линдгрен, Ш.Перро и др.), потешки, прибаутки, разгадывайте загадки, вместе учите считалочки. Позже можно читать малышу небольшие рассказы (А. Милн, Р. Киплинг, Н. Забила, А. Алексин, М. Пришвин и др.) и просить его пересказать, о чем только что говорилось, ответить на простые вопросы по тексту.
Если вы сами будете с уважением относиться к чтению, то ваш ребенок перенимет это качество у вас. В конечном итоге, малыш будет с нетерпением ждать, когда кто-нибудь почитает ему книгу, будет приставать и настаивать. Это также требует особой чуткости со стороны взрослых. Если нет возможности или времени почитать, не нужно из-за этого выговаривать ребенку, будто он хочет это делать всегда не вовремя. Объясните малышу, в чем проблема и пообещайте, что почитаете позже (безоговорочно обещание нужно выполнить). Еще лучше, если в семье сложится традиция читать в определенное время, тогда малыш будет ждать этого часа и сам будет готовить книгу, которую ему хочется услышать. Когда ребенок находится на той стадии развития, что знает буквы, но еще плохо складывает их в слоги, неохотно пытается это делать, но просит, чтобы кто-то почитал ему, то хорошим стимулом будет следующее поведение родителей: сделайте так, чтобы ребенок видел вас все время занятыми (не смотрящими телевизор и пр.) и говорите ему, что дел накопилось столько, что вы совсем ничего не успеваете, но он сам может почитать; пусть это будет немного медленнее, но выйдет то же. Как правило, ребенок, в конце концов, не вытерпит и начнет читать сам. Нельзя смеяться над ошибками малыша, над его медлительностью и непониманием смысла фразы, когда он ее дочитал до конца - он ведь только учится, неосторожно сказанное слово может навсегда отбить охоту не только читать, но и учиться чему-либо новому вообще!
Чтобы ребенок учился читать осмысленно, спрашивайте его, что ему понравилось в произведении и почему, предлагайте пересказать эпизод по иллюстрации или самому нарисовать картинку по тексту (когда малыш будет рисовать, он выберет то, что больше запомнилось). Помните, что в первое время вам самим придется пересказывать текст и рисовать - ведь малыш никогда этого не делал и ему нужна подсказка и помощь с вашей стороны.
22.05.2010Как привить интерес к чтению
Нередка такая ситуация: ребенок знает буквы, складывает их в слова и может прочесть вывески магазинов, но совершенно не хочет читать книги.
Исследования по индустриально развитым государствам показали удручающий результат. Может, надо вести речь не о кризисе детского чтения, а о трансформации?
6 сентября на XVI Московской международной книжной выставке-ярмарке во время Дня детской книги были торжественно вручены два специальных диплома победителям конкурса «Как я увлек ребенка чтением». Дипломы Федерации Интернет Образования за самую оригинальную и самую эффективную методику обучения чтению были вручены Владимиру и Майе Опаре и Наталье Воряховой.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.