6 сентября на XVI Московской международной книжной выставке-ярмарке во время Дня детской книги были торжественно вручены два специальных диплома победителям конкурса «Как я увлек ребенка чтением». Дипломы Федерации Интернет Образования за самую оригинальную и самую эффективную методику обучения чтению были вручены Владимиру и Майе Опаре и Наталье Воряховой.
Тема не закончена, вопрос чтения по-прежнему актуален. И для малышей, которых вроде бы и надо учить, только не совсем понятно - как, когда, а главное - зачем. И для более старших, которые читать умеют, только не хотят. Или не хотят читать то, что мы считаем полезным и правильным, а хотят - что-то совсем другое.
Я выбрала несколько советов, которые показались мне актуальными и применимыми не только к детям авторов, но и к остальным, те, которые могут помочь вам, если вы сталкиваетесь с этой непростой задачей – увлечь чтением вашего ребенка. Буду очень рада комментариям и вопросам, на самые интересные из них постараюсь получить квалифицированные ответы.
Мария Могилевская
Чтобы ребенок любил читать, его надо обучить этому занятию: начинайте не с тех книг, которые нравятся вам, а с тех, что интересны ему; следите, чтобы буквы в этих первых книгах были большими, а картинки занимательными; не торопите ребенка и просите читать вслух. Ведь любишь то, что умеешь, а не то, что дается с трудом.
В.С. Юркевич, о случае раннего обучения чтению одаренного ребенка
То, что актуально для всех.
Во- первых, чтение происходило только при очевидной и явной заинтересованности самого ребенка. Инициатива может исходить от взрослого, но без явного интереса ребенка нечего и начинать.
Во-вторых, начало обучения чтению опиралось на хорошо знакомые предметы (арбуз, банан). Никаких отвлеченностей поначалу.
В-третьих, после того, как девочка уже научилась читать, ей предлагались разные книжки, а не только специфически детские. Спору нет, Чуковский, Маршак и Заходер очень нужны и хороши для детей. Но нельзя ограничиваться только специфически детскими книжками - нужны всякие. В том числе и пока не совсем понятные для ребенка. Важно только, чтобы он сам это выбрал.
В четвертых, и самое главное, мама проявляла сама заинтересованность в том, что читает ребенок, что ему интересно, что нравится.
М. Алхазова
Часто родители жалуются на своих не читающих детей. Мне в таких случаях хочется спросить у удрученных этой «бедой», а когда и что они сами читали в последний раз. Иногда спрашиваю, и в ответ слышу сетования на недостаток времени, сил, невозможность этого процесса за рулем и т.п. и т.д. Порой, правда, мне называют модный детектив, глянцевый журнал или «любовный роман»…
Читайте сами, господа, или отстаньте от своих детей! Опыт показывает, что в тех домах, где много книг, где прочитанное становится темой разговора, где читают не от праздности или скуки, а от глубокого личного интереса, – там читают все: и дети, и взрослые. Мой младший сын, когда чем-то уязвлен, хватается за «Трех мушкетеров», а дочь моей подруги, влюбившись, ночами читала «Войну и мир». Выучить читать буквы можно. Вероятно, можно научить и читать книги. Однако только в том случае, если для тебя самого это занятие очень важно, потому что литература – это часть твоей истинной жизни, это то, что тебя формирует как личный опыт. Если же такого ощущения нет, то незачем огорчаться, что ваш ребенок привык убивать время у экрана телевизора или у компьютера, а не над печатным текстом.
Еще мне очень понравилась идея чтения вслух для занятой мамы. Ведь то, что ребенок еще не хочет делать для себя, он вполне может сделать для вас.
Когда ребенок не любит читать, это приводит родителей в ужас. Давайте подумаем, а стоит ли так расстраиваться?
Многие дети заявляют, что не любят читать, что толстые книжки – все занудные и неинтересные. Действительно, по данным некоторых исследований, школьники мало читают художественную литературу. Их интересуют комиксы и журналы, реже научно-популярные
энциклопедии. Но ведь это тоже чтение.
22.05.2010Как привить интерес к чтению
Нередка такая ситуация: ребенок знает буквы, складывает их в слова и может прочесть вывески магазинов, но совершенно не хочет читать книги.
18.06.2010Как руководить чтением книг. Что и зачем читают школьники
Чтобы грамотно продолжить развивать у ребенка читательский интерес и правильно руководить чтением литературы, изучаемой в школе, родителям нужно знать некоторые моменты.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.