Это метод организации и выбора материала для изучения. Это НЕ способ изучения конкретного предмета, каковым является, к примеру, чтение по буквам или по слогам или по целым словам. Тематические занятия также редко используются как ЕДИНСТВЕННЫЙ способ организации и выбора материала, потому что в них самих не встроены механизмы систематизации по каждому предмету.
Итак, что такое "тематические занятия"? Это метод организации и выбора материала для изучения. Это НЕ способ изучения конкретного предмета, каковым является, к примеру, чтение по буквам или по слогам или по целым словам. Тематические занятия также редко используются как ЕДИНСТВЕННЫЙ способ организации и выбора материала, потому что в них самих не встроены механизмы систематизации по каждому предмету. Они хорошо работают для определенных видов связываний занятий по разным предметам, а также для поддержания работы ребенка в тех предметах, которые "сами по себе" его не заинтересовали. Удобны тематические занятия и как инструмент организации разноуровневой, индивидуализированной работы в группах. А теперь примеры по всем этим пунктам :-)
Скажем, выберем тему "лошади". Очень многие девочки от двух до ста двух лет любят "лошадок" и то, что с ними связано. Как можно использовать тему лошадей как инструмент организации тем для изучения данного предмета? Можно 1 - "плясать" от предмета в целом, то есть подбирать в каждом предмете темы, сильно связанные с лошадьми, или же 2 - более поверхностный способ - привязывать уже выбранные темы к лошадям.
Математика: Первый способ
скачки, статистика, тотализаторы;
механика движения лошадей;
породы и сортировка;
генеалогические деревья, генетика и разные структуры данных.
Такие темы обычно находятся среди научных работ на тему. Второй способ
если ты уже изучаешь в математике графиками - можешь построить график роста жеребенка;
если занимаешься производными - работать со скоростью и ускорением лошадей в беге (есть знаменитая в математико- педагогических кругах серия статей про изучение движения кошки).
Но тут мы фокусировались на данном (кто дал? кому дал? :-))) предмете. А можно использовать тематические занятия и по-другому: выбирать проект на тему и делать то, что необходимо в ходе проекта. Например, можно взять на себя заботу о паре лошадей в убежище общества спасения - научишься много чему из разнообразнейших (как потом уже сможешь категоризовать) областей. Но тут ты строишь занятия, ориентируясь не на области знания, а на сам проект.
В чем организационная роль такого тематического занятия? Области тут вводятся на принципах АССОЦИАТИВНОСТИ - что с чем связано, что на что похоже. Иногда это могут быть коллекции, как у меня в примере под катом ("произведения, в которых использованы летучие мыши как метафора"). В чем-то похожую коллекцию на тему делаешь, например, в процессе подготовки обзора литературы к статье :-) Иногда это могут быть "цепочки связей", когда одно цепляет другое. Такой принцип подбора тем отличается от "иерархических" (как в обычных учебниках, например) по многим признакам. Скажем, дети обычно не могут сами строить следующий шаг в иерархических системах, потому что для организации системы нужно знать ее всю. То есть детям недоступно какое-либо участие в планировании пошаговой системы, где умножение дается на материале сложения, а степени - на материале умножения. Для такого планирования нужно знать и степени, и умножение, и сложение. А тематическое построение позволяет детям принять посильное участие в планировании, что очень важно для МОТИВАЦИИ. На мой взгляд, полезно иметь в своей копилке :-) и такой вот метод организации учения.
Вот что бы я сделала, почти бесплатно и особо сама не напрягаясь, с летучими мышами и девятиклассником:
Механика работы крыла (физика) - есть книжки, иди в бесплатную университетскую библиотеку, делай модели, делай работу для Science Fair
Эхолокация (физика)
Эндемические мыши (экология, география), их эволюция и отношение, определение родства через генетику, местные виды. Это бы в музей сходить глянуть, полазить по чердакам и пофотографировать, поговорить по е-мэйл с учеными, которые этим занимаются
Мыши как литературные символы, метафоры мышей, образы летучих мышей в культуре (Оззи бы вспомнить тут, хе-хе). Кэррол: twinkle, twinkle, little bat... По. Толкиен и летучие твари "как гигантские мыши". Босх. Плодотворная тема по всем гуманитарным, от литературы до психологии.
Осторожней надо быть с чрезвычайно поверхностым пониманием такого метода. Пример из моего опыта: мы планировали летний математический лагерь, и для разминки тему "математика и баскетбол". Занималась этим учительница математики, аспирантка на педагогике, и баскетболистка - казалось бы :-) А предложила она вот такую "связь" - дети из двух команд по-очереди пытаются попасть в корзину, если попадают - команда получает право решить математический примерчик из списка и если решит правильно, ей идут очки. Хе-хе, где те примерчики и где баскетбол?
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.