Реклама

Давайте дружить!




Рассылки Subscribe.Ru
Ребенок-школьник: все что нужно знать родителям
Новости портала "Predkam.Ru"

01.08.2016

О вежливости дошкольников

О вежливости дошкольников

Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.

Малыши до 3-4 лет не осознают смысл многих слов — они к этому еще не готовы. «Прости», «привет», «спасибо» и другие формулы вежливости не имеют пока для них веса. Они просто знают, что взрослым нравится, когда они их говорят, а почему — еще не задумываются всерьез, даже если им это объяснили. Осознание, почему эти слова «волшебные», приходит к каждому ребенку тогда, когда он сам на себе испытал их силу. И в этом мы, взрослые, должны помочь детям! Примерно с 4 лет можно активно привлекать ребенка к различным домашним делам — это и займет малыша, и будет его развивать, и станет со временем помощью взрослым. Чаще просите ребенка что-то сделать, чем-то вам помочь, обязательно скажите ему «пожалуйста». Как правило, ребенок понимает, что «пожалуйста» — это хорошо, но настоящий отклик вызывает все же не это слово, а другое — «спасибо», которым вы его поблагодарите в конце. Обязательно поблагодарите кроху за помощь, пусть даже он больше испортил, чем помог! Первое «спасибо», которое малыш «заработал» самостоятельно, окажется для него уже не пустым звуком, а похвалой. Теперь ребенок иначе будет пользоваться этим словом, адресуя его окружающим — он теперь будет знать, что тому, кому говорят «спасибо», становится приятно. Теперь ребенок станет чуточку внимательнее к «волшебным» словам, а родители должны не упустить этого времени: читайте рассказы и стихотворения о вежливых поступках, о том, что хорошо и что плохо, о том, как принято вести себя в общественных местах. Это могут быть, например, стихотворения Вл. Орлова «Дятел», «Добрый день», С. Маршака «Урок вежливости», А. Барто «Спасибо», рассказы В. Осеевой и др. Обратите внимание на каждое произведение отдельно, поговорите о нем с ребенком, объясните смысл прочитанного — так малыш лучше поймет и запомнит правила хорошего поведения.

Ребенок и его способности постоянно развиваются. Рано или поздно родители обязательно столкнутся с так называемым «кризисом трех лет», когда ребенок становится резким, начинает грубить и вредничать. Как правило, причиной такого поведения является этап взросления, когда малыш пытается проверить границы дозволенного, пробует влиять на решения взрослых, стремится сам принимать все решения и сам делать все дела и задачи. При правильном понимании взрослыми причины дерзкого поведения ребенка и правильном реагировании, малыш легко и с пользой для себя переживает этот кризис. Если родители непостоянны в требованиях, колеблются, сомневаются или всегда идут на поводу у чада, кризис может затянуться, поскольку ребенок колеблется в выборе правильной модели поведения, то становясь чересчур стеснительным, то, наоборот, агрессивным и дерзким.

Взрослея, малыш все внимательнее относится к словам вежливости и к хорошим / плохим поступкам. Это особенно заметно в детском саду или любом другом детском коллективе, когда чей-то поступок вызывает радость или массу негодования. Дети бегут к воспитателю с жалобами на кого-то. Это не ябеды, так проявляется желание восстановления справедливости. Дети словно становятся судьями чужих поступков, потому что учатся оценивать их согласно нормам поведения. Другими словами, ребенок желает знать, правильно ли он заметил неправильный чужой поступок, хорошо ли он уяснил себе как нужно себя вести. При этом свои неправильные поступки ребенок может не замечать, потому что не умеет еще видеть себя «со стороны».

Примерно к шести годам жизни ребенок окончательно понимает, что хорошо, что плохо, у него закрепляются и автоматизируются нормы поведения. Теперь для него очень важно, как воспримут его поступки ровесники, он стремится произвести на них хорошее впечатление, хочет всем нравится и часто болезненно воспринимает критику в свой адрес.

В любом возрасте родители должны поддерживать малыша, когда тот ведет себя хорошо. Важно его хвалить и показывать, что вы довольны его поведением. Нет ничего страшного в том, чтобы при необходимости напомнить ребенку о том или ином вежливом слове, которое он забыл. Это нужно сделать тактично, чтобы не обидеть малыша. Не нужно сразу подсказывать клише, например: «Скажи: «Здравствуйте!» Пусть ребенок сам вспомнит нужное слово, сам подберет ту формулу вежливости, которая подходит в данную минуту. Скажите: «Поздоровайся с тетей!». Если тетя родная, ребенок может сказать «Привет!», «Здравствуй!», «Хеллоу!», «Хай!» — в зависимости от того, как это принято в семье; если чужая — «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Если ребенок растерялся, замкнулся, не сориентировался — не страшно, теперь можете подсказать, что именно ему нужно сказать. Улыбайтесь — пусть ребенок не считает свой поступок преступлением, пусть перестанет бояться и поймет, что в жизни и так бывает, но это нормально. Ведь иногда взрослые тоже теряются и не сразу могут подобрать нужные слова.

Не стоит подолгу читать лекции ребенку о правилах поведения — дети от 5 до 6 лет прекрасно понимают, что нужно делать, но не всегда еще умеют применить знания на практике; детям меньше 5 лет порой вообще трудно объяснить, почему так, а не иначе нужно вести себя в подобных ситуациях. Однако дети впитывают, как губки, ту атмосферу, в которой они растут. Если в семье родители трепетно и внимательно относятся друг к другу и к ребенку, то скорее всего малыш будет точно так же вести себя, потому что он не знает иного поведения. Можно много говорить о вежливости и правилах поведения, но, если в семье эти правила не выполняются, тщетно требовать этого от ребенка. Это не значит, что отношений в семье достаточно для того, чтобы вырос воспитанный человек. Вовсе нет. Человеческие взаимоотношения сложные, и ребенку нужно помочь взаимодействовать с другими людьми. Комментируйте ситуации, свидетелем которых стал ребенок на улице (почему этому мальчику не купили мороженное, хоть он так его просил, почему мама поругала девочку за то, что она перебивала ее разговор с другой тетей и т.п.). Играйте с малышом в игры, где героям нужно проявить вежливость и знания правил хорошего тона. Мы уверенны — у вас все получится!


Елена Бажанова
Также по теме

01.07.2016 Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.

01.06.2016 Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
Интерес к законам физики можно прививать у детворы уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого не нужны скучные учебники с формулами, которые отобьют всю охоту к физическим опытам.

01.08.2015 Какая мотивация у первоклашки?
Спросите будущего первоклашку: «Почему ты хочешь идти в школу?»

Наш форум для родителей

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 

Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
01.09.2016
Первые шаги на пути к школе. Школьно-значимые функции
Что такое готовность к школе, какие функции являются школьно-значимыми? Готовность к школе — это тот уровень психологического, когнитивного (познавательного) и физического развития ребёнка, при котором систематическое обучение ему по силам, оно не чрезмерно, не приводит к нарушению здоровья, не препятствует адаптации в новом коллективе.

О вежливости дошкольников
01.08.2016
О вежливости дошкольников
Все дети разные и в разное время начинают произносить свои первые слова вежливости, которым их обучают взрослые. Значит ли это, что ребенок обучен вежливости? Давайте поразмышляем на эту тему.

Развитие памяти у дошкольников
01.07.2016
Развитие памяти у дошкольников
Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, умными и сообразительными! Хочется, чтобы они учились с интересом и достигали успехов в обучении.

Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
01.06.2016
Физические опыты с водой для малышей или Маленький Эйнштейн в ванной
Интерес к законам физики можно прививать у детворы уже с дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого не нужны скучные учебники с формулами, которые отобьют всю охоту к физическим опытам.

Наши проекты
Дети - это совсем не так сложно, как кажется с первого взгляда!
Игры для детей - Игровая.ру
Закаливание: Все о здоровом образе жизни, грудничковом плавании, жизни без лекарств
Прегна: Все о беременности и родах
Ландшафтный дизайн: Все о ландшафтном дизайне
WebAdvance