01.01.2016
Азиатский и европейский методы обучения и воспитания
Все большую популярность приобретают книги азиатских матерей и исследователей по обучению ребенка.
Современные родители все больше задумываются о том, к какому веянию современной моды на воспитание ребенка прибегнуть: азиатскому или европейскому.
В последнее время много говорят о свободе выбора для школьника, толерантности и терпимости в отношениях родитель-ребенок, отмене любых наказаний. Так в Европе встречаются случаи, когда родителей могут «наказать» штрафом и или чем-то более серьезным. При этом дети могут сами пожаловаться на родителей и их слова возымеют дальнейших ход, даже те, что не совсем соответствуют действительности. Здесь детям с раннего возраста дают большую свободу выбора, здесь они сразу растут отдельной от родителей «единицей», самостоятельной личностью. В вопросах воспитания европейского подхода больше внимания уделяется общительности и коммуникабельности ребенка, его психо - эмоциональному состоянию, чем углубленному изучению школьных предметов.
В азиатском воспитании детей чаще для ребенка нет права выбора. В этом смысле, он неотделим от своих родителей, в частности - от матери. За него в большинстве случаев практически все решают родители. Они выбирают школу для обучения, дополнительные кружки и занятия, будущую профессию. В части азиатских семей родители принимают огромное участие в жизни ребенка: ходят в школу сами, интересуются успеваемостью ребенка, в школьных спорах они всегда на стороне учителя, а не своего собственного ребенка, они следят за точностью выполнения домашних задания и выдают своему чаду свои собственные дополнительные задания по предметам.
В некоторых азиатских семьях мамы буквально одержимы идеей тотального образования. Эти мамы, как правило, работают только до замужества, либо по программе сокращенного дня. После - они занимаются домом и детьми, делая большой упор на их качественном обучении.
В целом тенденция такова: если ученик не приносит одних только пятерок, то это позор для всей семьи. Так как ответственность за обучение детей в азиатском восприятии ложится как на детей, так и на родителей. То есть подобная «неудача» воспринимается как «плохое» воспитание. В некотором смысле, хорошее образование оценивается как залог счастливой жизни ребенка. Ведь в большинстве азиатских стран образование - единственный шаг «выбиться в люди». Но и внутри школьной группы совсем другие ориентиры. Так «супергероем» в классе будет не рубаха-парень или спортсмен, а самый лучший ученик, отличник.
Обратимся к результатам этих двух подходов. Вы, наверное, не раз замечали, что наивысшую успеваемость на международных олимпиадах занимают как раз представители азиатского подхода к воспитанию. По сути, путем такой «дрессировки» достигаются отличные результаты.
Дети встают в 5-30 или 6 утра, часто самостоятельно готовят себе завтрак, повторяют школьное задание. В старших классах у учеников практически нет выходных. Они часто учатся по девяносто часов в неделю, когда сами занятия заканчиваются вечером - в 17-18 часов. Затем дома они почти до полуночи занимаются домашним заданием. Помимо отличной успеваемости в школе, дети в азиатской системе воспитания обязательно посещают спортивную секцию или серьезно занимаются музыкой. И если в какой-то сфере ребенок «не дотягивает» до отличного исполнения, то это вовсе не повод расслабиться, а прецедент для усиления его обучения. Ребенок с самого раннего детства трудится «по взрослому» и получает серьезные результаты.
Однако, в такой «муштре» есть и отрицательные стороны. В отличие от европейского подхода, в азиатском дети не учатся общаться между собой, радоваться жизни и учится самостоятельно делать выбор в своей жизни. Подрастая, некоторые из них все же считают выбор родителей не совсем верным. На Западе дети с ранних лет принимают решения самостоятельно, что учит их принимать ответственность за последствия этого выбора на себя.
Если вас заинтересовал азиатский подход в воспитании ребенка, то можете ознакомиться с достаточно шокирующими методами достижения результата у китайских и корейских родителей в книгах Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы» и Кристины Гросс-Ло «Родители без границ».
Для родителей России, как представителей евразийской страны, все же более уместен смешанный принцип воспитания, когда стоит выбрать лучшее из обоих подходов и применить эти методы для нашей ментальности.
Александра Лукашина
Также по теме |
01.04.2015
Как написать школьное сочинение
Как написать школьное сочинение? Казалось бы, этот вопрос затрагивает исключительно самих школьников и полезен только им. Но это не всегда так. |
01.02.2014
Заставлять ли учиться?
Одним из наиболее важных вопросов, который встает с завидной регулярностью перед каждым родителем, это вопрос заставлять или не заставлять ребенка что – либо делать. |
13.11.2013
Репетиторы
Учебный процесс постепенно входит в накатанную колею. Встает вопрос о репетиторстве. Мотивов для поиска преподавателя - предметника может быть «великое множество». |
Красносельский, 27.04.2017 22:48:54 |
Зачем европейский, азиатский или американский опыт? Совершенно ясно, что чужой опыт прививается плохо. В прошлом году в "Директ медиа" ("Университетская библиотека" ) было поубликовано третье издание книги "Школа-коммуна наркомпроса", под названием "Кремлёвская школа". Это дополненное переиздание книги, написаной учителями этой школы и изданной в 1924 году. Среди учителей были Березанская, Пёрышкин, Стражев, Набоков и другие авторы учебников для советской школы. Директором школы был Пистрак, организатор уникального коллектива. Это такие учителя сумели выучить неграмотную страну. Подготовить авторов наших достижений.
.Таких, что после "спутника" и Гагарина наше образование изучали американцы и японцы. А мы что же. теперь будем у них перенимать свой полупереваренный интеллектуальный продукт? Неразумно.
Остатки этой системы обучения дожили до перестройки. А потом были успешно похерены. Так может изучать свой опыт, а не заёмный перенимать?
|