01.02.2014
Заставлять ли учиться?
Одним из наиболее важных вопросов, который встает с завидной регулярностью перед каждым родителем, это вопрос заставлять или не заставлять ребенка что – либо делать.
Следует сразу оговорить те сферы, которых касаться не будем. Это сфера питания (заставлять ребенка доедать кашу или нет) и сфера дополнительного образования (занятия музыкой, спортом…). Речь пойдет о совершенно тривиальных вещах, который должен делать любой ребенок. Это касается его здоровья (уход за собой: чистка зубов, ванна, смена белья…), помощи по дому и учебы.
Вещи на первый взгляд – очевидные. Ребенок должен их выполнять. Но существует другая точка зрения – нельзя насиловать ребенка. Все должно происходить по его желанию. Если он чего - то не хочет делать, и вы не смогли мирными способами его уговорить, то нужно принять ситуацию и ждать, когда ребенок захочет это сделать сам. Эта точка зрения выглядит более гуманной. Зачем ребенка заставлять? У него ранимая психика, и кто знает, как повлияет на него и какие последствия будут в будущем, если вы что – то резкое ему скажете или дерните за руку, принуждая, например, сложить игрушки в коробку.
Родителям нужно набраться терпения и ждать, пока ребенок вызреет к нужному им действию. Сам поймет, что игрушки, раскиданные по всей комнате, мешают бегать и лучше бы их убрать на место. Ждать придется и того, чтобы у ребенка появилось желание сесть за стол и самостоятельно сделать уроки. Можно ждать и ждать…
По этому принципу воспитывала своих трех детей моя добрая знакомая, Вера. Никакого насилия над неокрепшей детской психикой! Все придет в свой черед и дети сами поймут, что им надо. Вера лишь созерцала. И школа, которую она выбрала для своих детей, позиционировала такое же мировосприятие. Детям знания не давались, а преподносились, хочешь - бери, хочешь - нет. Не было классической цепочки обучения: на уроке знания получил, дома закрепил, на следующий день в школе «на гора» выдал. Учителя могли детей пожурить, в старших классах даже выставить отрицательные оценки, показав детям и родителям, что урок выучен не был. Что касается начальной школы, то оценки не выставлялись. Ребенок в школу ходит, приходит довольный, кружки - секции при школе тоже посещает с удовольствием. Учителя улыбаются, и рассказывают родителям, какие у них замечательные дети.
Забыла сказать, школа частная.
А когда дети подходят к старшим классами, то оказывается, что у них нет не только базовых знаний по школьным дисциплинам, в принципе это не так страшно (можно экстерном набрать), у них нет привычки к обучению, привычки заставить себя сесть и сделать. «А как же мое настроение? Мне сейчас не хочется…»
Вот с такой проблемой столкнулась Вера, когда ее сын перешел в седьмой класс. Было на протяжении стольких лет полное взаимопонимание со школой, а по факту оказалось ничего… за исключением приятного времяпровождения. Все трое посещать школу любили. А почему не посещать, когда все на тебя ласково глядят и журят за каракули. Вера впервые заставила почитать свое дочь третьеклассницу вслух и ужаснулась. Это был уровень первоклашки первой четверти. Младший ребенок второклассник читать умел и любил, но у него бели серьезные проблемы с поведением. Например, он мог взять чужую понравившуюся вещь. Мама не считала это чем - то плохим. Ребенок наиграется и отдаст. Фразам «здрасьте - до свидания» дети обучены не были. Захотят - скажут. Что насиловать детскую психику? Подрастут, поймут, исправятся.
Вера - мама начитанная, продвинутая, семинары педагогические посещала. Будучи в шоке озвучила нелицеприятную проблему другим родителям и практически все подтвердили, что это проблема животрепещущая и для них. Дети не хотят учиться.
Вера пересмотрела свои взгляды, поняла, что заставлять детей учиться надо, но было поздно. Характер у ребенка уже был сформирован. Желание учиться, умение ставить перед собой цель и идти к ней, у ребенка не было.
Саватеева Марина
Также по теме |
13.11.2013
Репетиторы
Учебный процесс постепенно входит в накатанную колею. Встает вопрос о репетиторстве. Мотивов для поиска преподавателя - предметника может быть «великое множество». |
01.06.2013
Учим ребенка писать сочинения, изложения и стихотворения
«Мама, тебе задали сочинение!» - бывает, что так ребенок начинает диалог с вами после занятий в школе. |
15.11.2011
Хобби школьников
Нередко родителей бросает из крайности в крайность: одни стараются запихнуть дитя во всевозможные кружки и спортивные секции, другие не разрешают отвлекаться на «ерунду» от уроков. |