01.09.2013
Хочешь изменить ребенка, измени уклад семьи
Два дня гостил у меня семилетний мальчик. Я побаивалась его приглашать, зная его сложный капризный характер. К этому добавлялась неустойчивая психика, серьезные проблемы со здоровьем, сложнейшая семейная ситуация.
Проблем с ним не было. Это был идеальный ребенок. Он легко включился в уклад нашей семьи. Был послушен, с удовольствием все делал: гулял, играл, ел то, что было предложено. Единственно, что не мог - это днем заснуть после длительной четырех часовой прогулке по лесу. Какое - то внутреннее перевозбуждение мешало ему.
Он с удовольствием общался, и подробно отвечал на все вопросы.
Какое же было мое удивление, когда он через месяц вновь пришел в гости с тетей, у которой он теперь жил. Это был совершенно другой ребенок. Ни приветствия, ни ответов на вопросы я от него не услышала. Он постоянно дурачился, всеми способами, стараясь привлечь внимание к своей персоне. Что - то чесал, задирал рубашку, тянул тетю за руку, ныл, канючил. Всех извел.
Понимаю, что в новой обстановке и с новыми людьми дети более дисциплинированны. Возможно, они бояться взрослых и ведут себя так, как нужно. Потом, когда привыкают, проходит период адаптации, они расслабляются, и начинают вести себя как обычно.
Сейчас я постоянно наблюдаю семью, где воспитывается этот мальчик, его старший брат и сестра, и понимаю, почему он такой, понимаю, что иным он быть не может. Если к нему, к семилетнему относятся как к маленькому, то и будет он вести себя как маленький, как совершенно беспомощный ребенок, которому зашнуровывают ботики и напоминают, что надо сходить в туалет.
Ребенок выполняет роль, которую ему предписали взрослые. Если перед тем, как сесть за стол, он слышит: «Вот сейчас ты опять что ни будь опрокинешь за столом!» Что остается ребенку? Естественно, он «случайно» что то задевает локтем.
В этой семье все дети проблемные и сложные и, прежде всего, это вызвано психологическими проблемами. Нет жесткого распорядка дня. Не ребенок подчинен укладу семьи, а уклад семьи подчинен детским капризам. В семье царствует детское «хочу – не хочу!» Детям предоставляется большая степень свободы, стараются удовлетворять желания ребенка. В результате в семье правит детский эгоизм, себялюбие, выпячивание своего «я».
Обычный завтрак превращается а конкурс, кто больше скажет «нет». Один говорит, что не будет кашу с маслом, а будет кашу с вареньем, другая, глядя на брата, заявляет, что будет только хлеб с вареньем и какао непременно из этой баночки с тремя ложками сахара. Старший брат вообще отказывается есть, так как считает, что есть нечего, т.к. в холодильнике отсутствует сыр и белый хлеб, который вместе с макаронами является основным продуктом его рациона.
Но эти пищевые пристрастия, как и все остальное улетучиваются, когда дети находятся в общественных учреждениях: лагерях, санаториях. Они прекрасно понимают, что здесь никто не будет исполнять их капризы. Не та обстановка Дети становятся адекватными и достаточно коммуникабельными.
Их тетя, опекун жалуется на неуправляемость, эгоистичность, капризы детей. Это выматывает, создает в семье сложную обстановку. Тете сложно противостоять укладу жизни, которому привыкли дети. Она не смогла предложить им новые «правила игры», новые условия жизни. Дети, войдя в новую семью, привнесли то, свои привычки, так как иного им предложено не было.
С детьми постоянно выдуться разговоры, «что можно, что нельзя», «как надо себя везти», «что дозволяется, что нет»… Но если разговоры не подкреплены действием, они превращаются в пустой звук. Если изо дня в день не обращать внимания на капризы и на «хочу - не хочу», на завтрак предлагать одно блюдо без вариантов: «Хочешь ешь, не хочешь, терпи до обеда, но холодильник не открывай». Не держать в доме сладостей и еды для перекуса: печенья, чипсов, сухарики… То на смену старой привычке, придет новая. Дети начнут, есть то, что на столе, понимая, иначе останутся голодными.
Это ценный опыт – наблюдать, как живут окружающие, наблюдать и делать выводы:
Только взрослые должны определять уклад семьи и формировать семейные ценности.
В семье должен быть распорядок дня, которому подчинены все члены семьи за редким исключением (маленькие дети, пожилые и те, кто не здоров).
У каждого должны быть свои обязанности в соответствии его возрасту.
Не делать за ребенка то, с чем он может самостоятельно справиться.
Любое «хочу» надо заработать. Если ребенок хочет новый велосипед, но при этом не слушается, стоит его «хочу» привязать к вашему «надо». Сделаешь мое «надо»: будешь следить за порядком в детской, и учиться без троек. Я выполню твое «хочу», подарю тебе велосипед.
Саватеева Марина
Также по теме |
20.08.2013
На кого похожи наши дети?
Обнаружив в своем ребенке, что то новое в характере, теперь неизменно спрашиваю себя: «Откуда это у нее? Не от меня ли?» |
13.06.2013
Доверительные отношения - панацея от многих бед
Подростки очень болезненно реагируют на замечания, и легко находят у себя мнимые недостатки. Нам, взрослым, кажется, это смешным: «Ну, какая она толстая при весе 45 кг?! |
01.02.2013
Интересы подростка – о чем они?
Подростковый период – последний рывок человека пред тем, как стать взрослым. Если ему, конечно, позволят. Зачастую подростки остаются застрявшими во взрослом теле детьми именно из-за ограничений, налагаемых на них родителями или окружениям. |