13.07.2013
Что мешает дружбе
Первоклассник адаптируется не только к учебному процессу, к новым требованиям, но и к новой среде, к новым сверстникам. И не всегда это проходит гладко. Иногда ребенок не может найти себе друзей.
Эта проблема присуща особенно «домашним» детям, которые не посещали детский садик. У них нет опыта общения со сверстниками. Они не умеют выстраивать отношения.
Но и «детсадовские» дети тоже не застрахованы от этих проблем.
Причины могут быть разные.
Заниженная оценка ребенка. Такой ребенок считает себя недостойным дружбы. Полагает, что он скучен и малоинтересен окружающим.
Замкнутость. У замкнутости могут быть разные причины: недоверие к окружающим, привычка находится в одиночестве, определённый склад характера.
Ребенок не вписывается в коллектив. Зачастую сверстники оценивают друг друга по материальным ценностям, кто что имеет. Дружат с теми, кто имеет «блага цивилизации»: телефон, планшет, плейер, карманные деньги…Или по физическим возможностям: силе, ловкости. Тех, кто не вписывается в приоритеты принятые в данном коллективе, те игнорируются.
Тревожность. Эти дети стремятся быть всегда и во всем хорошими, соответствовать ожиданиям. Поэтому они постоянно чего - то боятся. Иногда боятся не самого действия, а даже его ожидания.
Агрессивность. Никто не любит агрессивных детей, которые начинают пускать кулаки в ход или обзываться, как только что – то им не понравится.
Задача взрослых - распознать причину одиночества ребенка и помочь ему наладить отношения в новом коллективе. Первый шаг – это наблюдение за ребёнком. Посмотреть, как он ведет себя в классе, как реагирует на других, когда те к нему обращаются. Пассивен ли он в общении или через чур агрессивен.
Второе – расспросить первоклассника о том, что он думает о сверстниках, как оценивает ту или иную ситуацию. Чтобы хотел изменить, и какие видит пути к изменению. Что он сам может предложить, чтобы его отношения с одноклассниками были более позитивными.
Для того, чтобы состоялся диалог, должны быть доверительные отношения между ребёнком и взрослым. Надо слушать и слышать его. Не стоит сразу давать советы или обвинять в том, что он сам во всем виноват. Нужно посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять, как бы он не прикрывался, не хохорился, на самом деле ему очень плохо.
Третье - постараться не навязывать ребенку то или иное решение или стиль поведения в коллективе, а подтолкнуть его к его собственному разрешению ситуации, но к тому, который вы считаете верным…….
Четвертое - поддерживать, выслушивать ребенка. Ему будет проще разрешить ситуацию, если он будет уверен, что вы на его стороне. Всегда отмечать его победы и вскользь говорить о том, что сегодня у него это не получилось, но это обязательно получится в следующий раз
Пятое - время. Дети растут, дети взрослеют и постепенно проблемы многие сглаживаются даже сами собой. Но на это уповать не надо. Меняется мировоззрение ребенка, и соответственно его поведение, и постепенно жизнь в коллективе налаживается.
Многие проблемы разрешатся, но появятся новые. Для того чтобы их решать своевременно, не упускать, нужно помнить о доверительных отношениях с ребенком. Это главное.
Саватеева Марина
Также по теме |
22.07.2010
Дружба на всю жизнь
Белинский когда-то отметил, что «для низких натур нет более приятного занятия, чем бросать комьями грязи своих предубеждений во все, что им не нравится». |
15.07.2010
Советы для настоящих друзей
Нельзя назвать другом того, с кем вы вынуждено находитесь вместе на одной школьной скамье или работаете в одном офисе. Ключевой признак дружбы – «во всякое время». |
08.07.2010
Секреты дружеских отношений
Особенно друзья нужны в детстве. Прекращение дружбы с ребенком, либо нарушение устоявшихся связей, общения, могут стать настоящей трагедией для малыша. |